Тема по ВПП №5 для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и призыву

Вооруженные Силы Российской Федерации

В. КИРИЛЛОВ, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ВМИ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», доктор политических наук, капитан 1 ранга запаса

В ноябре 2020 года Президент России Владимир Путин провел в г. Сочи серию совещаний с руководящим составом Министерства обороны, руководителями федеральных ведомств и предприятий ОПК.

Он отметил, что в современных условиях Россия абсолютно безосновательно заявлена в ядерной доктрине США как главный военный противник. По словам Президента, ядерные силы остаются главным фактором сдерживания, гарантией безопасности нашего государства. А если смотреть шире, то и глобальной стабильности. Сохранение такого баланса сил сводит на нет угрозу крупномасштабного военного конфликта, по сути, делает бессмысленными любые попытки шантажа или давления в отношении нашей страны.

Действительно, история убедительно свидетельствует, что безопасность, независимость, территориальная целостность любого государства, качество жизни его граждан во многом зависят от уровня обороноспособности страны, состояния и перспектив развития ее вооруженных сил.

Особенности развития и реформирования военной организации государства в эпоху Русского царства и Российской империи

В истории России были этапы, когда ее будущее особенно ощутимо зависело от состояния и темпов развития армии.

На этапе докапиталистического развития к преобразованиям, коренным образом изменившим всю военную систему страны, следует отнести реформы Ивана Грозного и Петра I.

Формирование сильного русского государства в середине XVI века требовало создания мощных вооруженных сил. Русский царь Иван IV, несмотря на молодость, хорошо это понимал. Каково же содержание военных преобразований под его началом (табл. 1)

При Иване Грозном впервые на Руси сложилась новая архитектура военного управления. Если раньше она представляла собой отдельных лиц, выполнявших княжескую волю, то в ходе военной реформы в середине XVI века превратилась в государственный орган с четкой структурой и обязанностями.

Непосредственное руководство строительством и подготовкой вооруженных сил сконцентрировалось в приказах (Стрелецком, Оружейном, Бронном, Пушкарском, Ямском и др.). Высшим органом военного управления с 1535 года стал Разрядный приказ.

Следующее ключевое направление военного реформирования в эпоху правления Ивана Грозного — это изменение в системе комплектования армии. Важнейшим документом, заложившим юридические основы создания постоянного войска в русском государстве, стал изданный в 1550 году Царский приговор об испомещении в Московском и окружающих уездах избранной тысячи служилых людей.

В 1556 году в «Уложении о службе» было законодательно закреплено положение о комплектовании дворянского поместного войска. Если раньше дворянин владел землей лишь во время службы, тогда как боярин получал и передавал ее по наследству, являясь по зову царя на войну сам или со своими людьми, то в новых условиях добровольный характер явки был заменен на обязательный. Создавая постоянное войско, Иван Грозный понимал, что его численности в годы лихой годины будет явно недостаточно для ведения серьезных боевых действий, поэтому в состав русского войска также входила и «посошная рать», то есть народное ополчение. В ходе проведения военной реформы в середине XVI века произошли также серьезные изменения и в вооружении русской армии. К холодному оружию, которое применялось тогда в войсках в массовом порядке, стало прибавляться огнестрельное. Сначала это были пищали, ружья, пистолеты, несколько позднее — артиллерия.

Проведя анализ военной реформы Ивана Грозного, можно сделать следующие выводы:

Создание постоянного войска стало важнейшим достижением России середины XVI века, позволило ей значительно укрепить государственность, обеспечить военную безопасность и независимость от многочисленных врагов. Армия насчитывала 250–300 тыс. человек, в том числе 80–100 тыс. поместной конницы, свыше 20 тыс. стрельцов, 2,5 тыс. пушкарей, а также большое количество городовых казаков и других служивых людей.

Была создана принципиально новая система военной организации государства, включавшая в себя регулярную армию, военное и государственное управление, обеспечивающие органы. Произошло выделение артиллерии в самостоятельный род войск.

Реформа зачастую проводилась репрессивными методами, что приводило к значительным жертвам среди населения страны, вызывало возмущение народа формами и методами ее проведения.

Осуществление военной реформы позволило России расширить территорию государства, ликвидировать феодальную раздробленность, покончить с обособлением дворян и бояр.

Преобразования в военной сфере значительно повысили боеспособность армии, способствовали успехам русского оружия в войнах XVI–XXII вв.

Петр I, который высоко ценил реформы Ивана IV, говорил: «Сей государь — есть мой предшественник и образец; я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и воинских делах».

Петр I пошел дальше своего учителя. Необходимость реформирования армии была осознана им после неудачных Азовских (1695–1696 годы) походов. Молодой царь понял, что решить задачу выхода к морю — одну из основополагающих задач внешней политики государя — можно лишь военным путем, а для этого необходима коренная реформа армии, создание мощного военно-морского флота. С этого времени началась его деятельность по кардинальной реорганизации русского войска (1698–1725 годы).

Каково же содержание военных преобразований Петра I (табл. 2)

В реформах Петра I необходимо отметить его стремление и постоянную заботу о создании системы подготовки отечественных военных кадров, их обучении и воспитании. По его требованию все молодые дворяне с 15-летнего возраста в течение 10 лет были обязаны пройти солдатскую службу в Преображенском и Семеновском гвардейских полках. Это положение было закреплено в Указе 1714 года о непроизводстве в офицеры дворян, не служивших в гвардии солдатом. Но такая система подготовки офицеров не могла полностью удовлетворить возрастающие потребности армии и флота в командных кадрах. Поэтому был учрежден ряд специальных военных школ: артиллерийские школы в Москве и в Санкт-Петербурге, были созданы также две инженерные школы.

Реформы позволили создать довольно стройную и единую для всех войск отечественную систему обучения и воспитания. В ходе нее были разработаны и приняты принципиально новые инструкции и уставы, которые отражали происходящие в практике военного дела изменения и были довольно прогрессивными и передовыми для того времени. Среди них следует выделить Морской устав, Устав воинский (1716 г.), Для полевой битвы правила, Воинские артикулы»\ (1715 г.) и т. д. За период правления Петра I было принято более трех тысяч правовых актов. Главной их особенностью был новый принцип «военного служения»: ратная служба в них определялась как служба на регулярной основе, причем была службой не только царю, но и государству, Отечеству.

Главным делом в жизни Петра Великого, а также его военной реформы, стало создание регулярного Военно-Морского Флота. Петр I хорошо понимал значимость России как великой морской державы. Он отмечал: «Всякий потентант, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет». По признанию Петра, его победа над шведами под Полтавой в 1709 году была закреплена лишь через 12 лет упорной борьбы, когда русский флот разгромил шведский. Не случайно на медали в честь этой славной победы было выбито: «Конец сей войне таким миром получен ничем иным токмо флотом».

Серьезные испытания выпали на долю России в XIX столетии: Отечественная война 1812 года, Русско-турецкая (1828–1829 гг.), Крымская (1853–1856 гг.), и вновь Русско-турецкая (1877–1878 гг.) войны, ознаменовавшиеся крупными сражениями на суше и на море. В ходе боевых действий отчетливо выявились недостатки военного устройства нашего государства. Проблемы и изъяны, имевшиеся в русской армии, с особой остротой обнажились в ходе Крымской (Восточной) войны, которая принесла русским войскам поражение.

После поражения в Крымской войне император Александр II поручил проведение военной реформы военному министру Д.А. Милютину (табл. 3).

Военные преобразования в России продолжались на протяжении всего двадцатилетнего пребывания Дмитрия Милютина на посту военного министра. Однако военные реформы не могли быть до конца последовательными, так как их внедрению мешали сохранившиеся феодально-крепостнические пережитки. Торможение обуславливалось и позицией Александра II, имевшего пристрастие к плац-парадным традициям, а также влиянием придворной и военной элиты, крайне враждебно относившейся к военным преобразованиям. Несмотря на такое сопротивление, Военному министерству удалось реализовать многое из задуманного. Реорганизация военного строительства способствовала укреплению русской армии, превращению ее в регулярную и боеспособную.

Главным же результатом военной реформы Д. Милютина стало создание массовой армии буржуазного типа, что соответствовало уровню социально-экономического развития России середины XIX века. По мнению этого военного министра, «… надолго еще вся сила России должна заключаться в постоянной армии, хорошо организованной, способной сокращаться в мирное время и быстро развиваться в предвидении войны».

Усиление внимания к вооруженным силам России в годы правления Александра II привело к качественному улучшению системы военного управления, однако в конце XIX – начале XX вв. она стала постепенно отставать от требований современной войны, обрастая громоздким штатом со многими, в том числе и несвойственными функциями.

После поражения России в Русско-японской войне 1904–1905 годов со всей злободневностью встал вопрос о проведении очередной военной реформы, чтобы в новом веке избежать более крупных поражений.

По воспоминаниям А.Ф. Керенского, вопрос уже заключался не в том, быть или не быть войне между великими державами, а в том, когда она начнется.

Послевоенное восстановление военной мощи России стало предметом обсуждения не только в высших политических и военных кругах, но и достоянием общественности. Организация и проведение военной реформы начала XX века связаны с А.Ф. Редигером и В.А. Сухомлиновым (табл. 4). Последний в период с 1909 по 1915 год был военным министром России.

В ходе военного реформирования Россия к 1914 году стала иметь самую многочисленную в мире армию, насчитывающую 1 млн 423 тыс. человек. После объявления мобилизации ее численность возросла до 5 млн 338 тыс. человек. Содержание многочисленной армии требовало больших расходов, что крайне отрицательно сказывалось на уровне жизни населения страны. Достаточно отметить, что Россия в исследуемый период расходовала более пятой части своего бюджета на военные нужды. Такие огромные расходы стали одной из причин социальных потрясений 1917 года. К сожалению, в ходе революционных событий армия не стала тем звеном в государстве, котороепредотвратило бы его развал, смену политической системы и не допустило бы кровавой Гражданской войны.

Основные вехи советского и российского этапов военного строительства

В результате Октябрьской революции к концу 1917 года старая русская армия прекратила свое существование. Образование Советского государства потребовало создания армии и флота нового типа — рабоче-крестьянских.

Проведению военных реформ 1920-х годов способствовал ряд обстоятельств. Среди них выделяются следующие: окончание Гражданской войны и невозможность содержать огромную армию военного времени; необходимость технического перевооружения армии и флота; приведение военного потенциала России в соответствие с имеющимися военными опасностями и экономическими возможностями государства (табл. 5).

Реформы разворачивались под руководством М.В. Фрунзе — заместителя председателя Реввоенсовета СССР, а также по совместительству начальника штаба Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) и начальника Военной академии РККА.

В своих работах он, в частности, отмечал, что техническая отсталость государства с каждым днем становится все более и более угрожающей, и если так будет продолжаться и впредь, то в момент решения тяжбы с оружием в руках оно рискует оказаться в положении неизмеримо слабейшей стороны.

Рассмотрение данного периода развития Вооруженных Сил и военных преобразований в России можно подытожить такими выводами:

— военная реформа в стране с новым общественно-политическим строем носила осознанный характер, была направлена на повышение боевой готовности частей и подразделений при сокращении их численности;

— во главе проводимых преобразований стояла Коммунистическая партия, которая направляла деятельность органов управления обороной страны, вносила коррективы, связывала воедино нужды народа и обороны, расставляла военные кадры, определяла приоритеты в оборонном и государственном строительстве;

— в ходе реформы ярко проявились таланты советских военачальников, ученых, экономистов, которые в тяжелейших условиях строительства нового общества не только сохранили боеготовность армии и флота, но и значительно повысили ее за счет механизации, оснащения новой техникой и оружием;

— перевод армии на милиционный принцип комплектования позволил стране сэкономить огромное количество сил и средств, направив их на подъем экономики, развитие промышленности, решение проблемы безработицы;

— было улучшено материальное и социальное положение военнослужащих армии и флота;

— коренному преобразованию подверглись органы управления армией и флотом;

— законодательно были оформлены вопросы комплектования и прохождения воинской службы, определена классовая сущность армии и флота.

Дальнейшее развитие системы военного управления в СССР осуществлялось в преддверии новой мировой войны, в условиях строительства массовой армии и введения всеобщей воинской обязанности.

Под руководством наркома обороны К.Е. Ворошилова была проведена значительная работа по строительству Вооруженных Сил, их техническому перевооружению, подготовке кадров, обучению и воспитанию войск.

Наиболее существенные вопросы перестройки органов военного руководства решались уже в ходе Великой Отечественной войны и дорогой ценой.

Тем не менее, в суровые 40-е годы армия и флот показали себя надежным организмом, способным обеспечить военную безопасность и независимость нашей Родины. Благодаря преобразованиям в оборонной сфере, проводившимся в спешном порядке, благодаря подвигу воинов армии, флота и тружеников тыла Советскому Союзу удалось одержать победу в кровопролитной войне.

В послевоенные годы на развитие армии и флота Советского Союза заметно влияло оснащение их ракетно-ядерным оружием, появление Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), принятие на вооружение атомных подводных лодок, выход ВМФ СССР в океан.

Коренные изменения произошли в структуре боевого состава, вооружении и дислокации Вооруженных Сил и их группировок на различных направлениях, организационной структуре входящих в их состав объединений и соединений. Значительно были повышены боевые потенциалы союзных армий по Организации Варшавского договора (ОВД) и уровень их взаимодействия с советскими группами войск и приграничными военными округами.

В послевоенные годы военной стратегией как Советского Союза, так и США предусматривалась возможность ведения крупномасштабных операций на земле, в воздухе и на море в условиях применения оружия массового поражения. Соответственно, Вооруженные Силы активно готовились к действиям в условиях его применения.

Государство не жалело финансов на оснащение Вооруженных Сил по последнему слову науки и техники. В результате страна достигла военного паритета (равенства) с США и сохранила авторитет на международной арене, две разные общественно-политические системы смогли мирно сосуществовать на протяжении довольно длительного отрезка времени.

К сожалению, втягивание Советского Союза в гонку вооружений, навязанную США, в совокупности с рядом других негативных факторов крайне отрицательно сказалось на дальнейшем существовании советского государства и в конечном итоге привело к его распаду на целый ряд суверенных государств.

После распада СССР, в сложнейший период 90-х годов XX века было очевидно, что возможности развития прежней военной структуры, доставшейся Российской Федерации в наследство от Советского Союза, полностью исчерпаны. Эта структура была нацелена на развертывание мобилизационной, многомиллионной армии для крупномасштабных боевых действий.

Насыщать ее людьми и техникой было бессмысленно: на это не хватило бы ни финансовых, ни человеческих ресурсов. В этих условиях выход виделся в том, чтобы начать строить армию современного типа — мобильную, оснащенную современным оружием и боевой техникой, находящуюся в состоянии постоянной боевой готовности.

Правовой основой создания Вооруженных Сил России стали Указ Президента России от 7 мая 1992 г. № 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» и распоряжение Президента России от 17 мая 1992 г. № 219 «Об организационных мерах по созданию Министерства обороны Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Федерации».

Основные усилия Министерства обороны Российской Федерации в начале его деятельности были сосредоточены на «инвентаризации» наследия Вооруженных Сил СССР, организации вывода войск из Восточной Европы и бывших республик Советского Союза, размещении и обустройстве их на территории Российской Федерации с учетом создания группировок войск (сил) на стратегических направлениях. Параллельно осуществлялось восстановление нарушенной системы управления Вооруженными Силами, приведение ее в соответствие с новой структурой, боевым составом, численностью и объемом решаемых задач.

В основу реформирования Вооруженных Сил в тот период были положены следующие требования: повышение качественных характеристик армии и флота; соответствие армии и флота требованиям обеспечения военной безопасности страны; пропорциональное развитие всех видов и родов войск, наступательных и оборонительных вооружений; упразднение громоздких организационных структур, их рациональная перестройка с учетом характера возможных военных столкновений.

В финансово-экономическом плане преобразование Вооруженных Сил начиналось с решения неотложных задач: была восстановлена система социальных гарантий для военнослужащих, ликвидированы задержки с выплатой денежного довольствия, год от года увеличивалась доля расходов на развитие армии и флота.

В последующие годы в результате оптимизации боевого состава видов Вооруженных Сил и родов войск, систем обеспечения и органов военного управления было сокращено количество объединений, соединений и воинских частей, обеспечен выход на установленный уровень штатной численности Вооруженных Сил РФ. Было начато формирование элементов территориальных систем тылового и технического обеспечения, общих для ВС РФ, других войск и воинских формирований, а также преобразование системы подготовки кадров и военного образования.

Создание системы подготовки обученных резервистов позволило в 2008 году сократить срок службы по призыву до одного года, были упразднены кадрированные части и соединения, началось формирование частей постоянной боевой готовности на контрактной основе, резко возросло количество учений, других мероприятий, направленных на повышение боевой готовности.

Впоследствии вместо шести военных округов были сформированы четыре военных округа (Западный, Южный, Центральный и Восточный), получившие статус объединенных стратегических командований (ОСК). Такой же статус позже получил Северный флот (в 2021 году согласно указу Президента Северный флот станет отдельной военно-административной единицей). В подчинение ОСК были переданы основные группировки всех видов Вооруженных Сил и родов войск.

Сегодня Вооруженные Силы Российской Федерации структурно состоят из трех видов Вооруженных Сил (Сухопутные войска, Воздушно-космические силы и Военно-Морской Флот) и двух родов войск (Ракетные войска стратегического назначения и Воздушно-десантные войска).

Трехвидовая структура в большей степени соответствует характеру вооруженной борьбы в трех основных сферах — на суше, в воздухе и на море — и позволяет повысить эффективность боевого применения, серьезно упростить взаимодействие различных видов вооруженных сил и удешевить систему управления войсками.

Министерство обороны Российской Федерации — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства России функции в этой области. Руководит деятельностью Министерства обороны Президент Российской Федерации — Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

Министерство обороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Оно состоит из Генерального штаба, главных и центральных управлений, департаментов и ряда других подразделений.

В состав Минобороны России входят главные командования видов Вооруженных Сил и командования родов войск.

Таким образом, в России приняты и реализуются беспрецедентные программы развития Вооруженных Сил и модернизации оборонно-промышленного комплекса. Перед нашей страной стоит задача развития военного потенциала в рамках стратегии сдерживания и на уровне оборонной достаточности. А Вооруженные Силы и другие силовые структуры должны быть подготовлены к быстрому и эффективному реагированию на новые вызовы. Это необходимое условие для того, чтобы Россия чувствовала себя в безопасности.

Методические рекомендации

Во вступительном слове следует отметить, что развитие и совершенствование структуры вооруженных сил всегда тесно связано с содержанием политических и экономических целей, стоящих перед государством на разных этапах его истории, с необходимостью реагировать на те или иные вызовы времени. Также на этот процесс существенно влияют характер внешних военных угроз, достижения в военном искусстве, появление новых технологий, форм, видов и способов ведения боевых действий.

Непосредственно при изучении учебных вопросов важно пояснить слушателям, почему делом принципиальной важности для России некогда стало создание регулярной армии и флота, не зависящих от иностранных военных кадров, обладающих собственной военно-научной школой и т. д.

Рассказывая об особенностях военного строительства в разные эпохи истории нашего государства, важно озвучить причины тех или иных знаковых преобразований в военной сфере (например, угрожающие изменения мировой военно-политической обстановки, поражения в войнах, появление ядерного оружия и т. д.). Желательно поведать больше о выдающихся деятелях, под руководством которых они происходили.

В заключение необходимо раскрыть слушателям структуру современных Вооруженных Сил России, детальнее осветив историю образования, структуру и задачи того вида или рода войск, к которому принадлежит личный состав, присутствующий на занятии по военно-политической подготовке.

Для повышения информативности лекции полезно продемонстрировать аудитории (при технической возможности) фрагменты из последних выступлений высших руководителей государства и Вооруженных Сил по вопросам развития армии и флота.

ЛИТЕРАТУРА:

Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2020 г. № 374 «О военно-административном делении Российской Федерации» [Электронный ресурс] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006050025?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 14.12.2020).

Золотарев В.А. Военная безопасность государства Российского. — М.: Кучково поле, 2001.

Выступление В.В. Путина на совещании с руководящим составом Министерства обороны, руководителями федеральных ведомств и предприятий ОПК [Электронный ресурс] http://www.kremlin.ru/events/president/news/64392 (дата обращения: 14.12.2020).

Военное ведомство: вчера и сегодня [Электронный ресурс] URL: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11365234@cmsArticle (дата обращения 14.12.2020).

Структура Вооруженных Сил России [Электронный ресурс] URL: https://structure.mil.ru/structure/forces/type.htm (дата обращения 14.12.2020).