Тема по впп №2 для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и призыву

Государственное устройство и система государственной власти в Российской Федерации

А. КУЛЕБА, полковник запаса

Российская Федерация — крупнейшее государство мира, расположенное в Восточной Европе и Северной Азии. Россия — самая большая по площади страна мира с территорией более 17 млн кв. км. На ней живут свыше 146 млн человек более 120 национальностей и народностей. В состав Российской Федерации входят 85 субъектов, 46 из которых именуются областями, 22 — республиками, 9 — краями, 3 — городами федерального значения, 4 — автономными округами и 1 — автономной областью.

На плечах военнослужащих Российской Армии лежит ответственная миссия — защищать мирный труд граждан России, ее суверенитет, территориальную целостность, неприкосновенность государственных границ.

Понятия основ конституционного строя  и государственной власти

Гарантом внутренней и внешней безопасности, социально-экономической стабильности российского общества, суверенитета народа и нации в целом служит государственная власть.

Принципы конституционного строя нашего государства закреплены в Конституции России, принятой 12 декабря 1993 г. (впоследствии в нее был внесен ряд изменений).

15 января 2020 г. во время обращения к Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин инициировал внесение новых изменений в Основной закон Российской Федерации. Вносимые поправки были призваны упрочить положение страны на мировой арене, создать прочную, но гибкую систему государственной власти, способную чутко реагировать как на внешние, так и на внутренние изменения, способствовать всестороннему прогрессу развития России, привести к активизации процессов, способствующих росту благосостояния населения страны. В конечном итоге они должны способствовать независимости и стабильности государства, вести к росту уровня жизни населения и уверенности в завтрашнем дне.

С учетом того, что предлагаемые изменения затрагивали политическую систему страны и деятельность всех ветвей власти, было предложено провести по ним общенародное голосование граждан. Что и было реализовано в июне 2020 г.

Изменения, внесенные в Конституцию, можно разделить на три группы.

Первая группа включает поправки, посвященные конституционному закреплению важнейших принципов, лежащих в основе общества и государства, основных ценностных ориентиров.

Вторая посвящена вопросам социальной защиты граждан, регулирования трудовых отношений, установлению дополнительных социальных гарантий, а также закреплению основных направлений государственной социальной, экономической, культурной политики.

Третья группа, наиболее объемная, включает поправки, касающиеся вопросов организации и функционирования публичной власти.

Важнейшие поправки к Конституции будут рассмотрены ниже, а пока напомним, что основы конституционного строя Российской Федерации закреплены в главе I Конституции. Российская Федерация провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, а также социальным и светским государством.

Россия — демократическое государство (ст. 1 Конституции). Демократическое государство — это государство, которое служит своему народу, воплощает его интересы, обеспечивает права и свободы своих граждан, осуществляет государственную власть народом как непосредственно, так и через органы государства.

Россия — федеративное государство (ст. 5 Конституции). Федеративное устройство РФ основывается на ряде конституционных принципов:

а) государственная целостность Российской Федерации;

б) единство системы государственной (политической) власти. Государственную власть осуществляют либо народ в целом, либо специальная система органов государственной власти, полномочия которых распространяются на все субъекты федерации. Высшим выражением непосредственного (прямого) осуществления государственной власти самим народом является референдум (народное голосование) и выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, а также государственных выборных должностных лиц (например, Президента РФ). Государственную власть народа осуществляют по его уполномочию органы государственной власти, которые в соответствии с Конституцией делятся на три вида: законодательную, исполнительную и судебную власти;

в) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Разграничения осуществляются на основе Конституции, федеральных договоров и соглашений.

Следует отметить, что значительная часть поправок к Конституции 2020 года уточняла вопросы разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Например, к федеральному ведению дополнительно были отнесены вопросы организации публичной власти, научно-технологического развития, установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных, метрологическая служба. Включение этих сфер общественной жизни в текст Конституции призвано подчеркнуть их важность для современного государства.

Дополнен также перечень предметов совместного ведения РФ и ее субъектов. Например, в перечень включены сельское хозяйство и вопросы молодежной политики. Расширен перечень вопросов здравоохранения.

И еще две очень актуальные и взаимосвязанные поправки.

В ч. 4 ст. 67.1 Конституции зафиксировано, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Например, государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения

В соответствии с п. «ж. 1» ч. 1 ст. 72 Конституции в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях. Здесь же говорится о защите института брака как союза мужчины и женщины. Значение данной нормы в системе конституционно-правового регулирования обусловлено тем, что она определяет одну из базовых мировоззренческих ценностей, лежащих в основе нашего общества и государства — традиционную семью;

г) равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации выражается в том, что каждый народ России имеет право определить форму своей государственности. Однако это право может быть реализовано только в рамках Российской Федерации.

Согласно новой редакции п. 1 ст. 68 Конституции государственным языком Российской Федерации на всей ее территории становится русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством (ч. 4 ст. 68 Конституции);

д) равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это означает, что все субъекты федерации обладают одинаковыми правами во взаимоотношениях с федеральными органами и ни один из них не имеет преимуществ по сравнению с другими.

Федерализм — это развивающийся процесс, в ходе которого объем полномочий как федерации, так и субъектов может изменяться, может происходить деление федерации на субъекты или их объединение. Неизменным должно быть одно: сотрудничество и взаимопомощь между субъектами Российской Федерации.

Россия — правовое государство. Правовое государство характеризуется тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Этот принцип можно конкретизировать в следующих положениях: вся жизнь общества должна основываться на Конституции, законах и иных юридических нормативных актах, т. е. на господстве права и закона; ключевые, основополагающие общественные отношения регулируются законами; издаваемые законы отвечают принципам справедливости и гуманности; юридическая ответственность за нарушение или неисполнение закона наступает только по закону; создана защита субъектов права и норм права; государство обеспечивает принцип законности; создана система правового воспитания граждан.

Россия — государство с республиканской формой правления. Республиканская форма правления для России означает следующее: высшие должностные лица государства, депутаты представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления избираются гражданами посредством всеобщих выборов и на определенный срок; осуществление государственной власти основано на принципе разделения властей; исключено получение власти в порядке наследования; захват власти или ее присвоение признаются неконституционными (ч. 4 ст. 3 Конституции); высшие должностные лица несут юридическую ответственность за злоупотребления и ошибки, допущенные ими в своей государственной деятельности.

Россия — суверенное государство. Суверенитет — это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами. Следовательно, суверенитет государства выражается в верховенстве государственной власти, ее единстве, самостоятельности и независимости.

Конституционные основы суверенитета нашего государства отражены в ряде статей Конституции.

В соответствии с новой редакцией Конституции (п. 2.1. ст. 67) Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.

В новой редакции Конституции существенно уточняется действие принципа приоритета международного права, закрепленного в ч. 4 ст. 15. Этот принцип не отменяется, однако закрепляется верховенство Конституции РФ и невозможность использования международно-правовых норм в целях, не совместимых с принципами российской правовой системы. В силу ст. 79 Конституции решения межгосударственных органов в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.

Важным изменением Конституции, относящимся к обеспечению государственного суверенитета, является то, что Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается (ч. 3
ст. 67.1).

Россия — социальное государство (ч. 1 ст. 7 Конституции), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Основные направления социальной политики России как социального государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, жилищном, трудовом, пенсионном, налоговом и др.

Значительная часть внесенных летом 2020 г. в Конституцию изменений относится к обеспечению социальных гарантий и основ социально-экономической политики государства. Поправки, относящиеся к этой группе, сосредоточены преимущественно в статьях Конституции, регулирующих вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами и устанавливающих полномочия Правительства РФ.

Например, согласно новой ст. 75.1 Конституции в России создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.

Статья 75 Конституции дополнена нормами, посвященными основам социальной политики государства.

Нормы, определяющие важнейшие направления и цели социально-экономической, культурной, экологической политики государства, устанавливающие дополнительные социальные гарантии и обязательства государства перед гражданами, включены и в ст. 114 Конституции, перечисляющую полномочия Правительства РФ.

Россия — светское государство (согласно ст. 14 Конституции).

Отделение религиозных объединений от государства не ограничивает права членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В связи с этим особо следует выделить поправку к Конституции о том, что Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство (ч. 2 ст. 67.1).

Включение в текст Конституции указания на веру в Бога, переданную народу России предками, не означает отказа от светского характера нашего государства. Оно призвано лишь подчеркнуть, что государственная политика должна учитывать ту социально-культурную роль, которую религиозная составляющая исторически сыграла в становлении и развитии российской государственности.

Одной из характеристик конституционного строя является закрепление различных форм собственности.

Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Государство не только признает различные формы собственности, но и в равной мере защищает их. В ст. 35 Конституции закреплено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Человек, его права и свободы — высшая ценность. В ст. 2 Конституции продекларировано понимание взаимоотношений государства и личности. Выдвигая на первый план личность, человека, государство объявляет его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Исходя из изложенного, можно сформулировать следующее определение конституционного строя. Конституционный строй — это закрепленные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства. Государство осуществляет свою власть с помощью образуемых в установленном порядке государственных органов. Согласно ст. 11 Конституции государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Общая характеристика государственного устройства и системы государственной власти в Российской Федерации

Президент Российской Федерации является главой государства (п. 1 ст. 80 Конституции), гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, а также принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. В измененную ст. 80 Конституции добавлена норма о том, что Президент поддерживает гражданский мир и согласие в стране. Наряду с этим п. «б» ст. 83 и ч. 1 ст. 110 Конституции наделяют Президента РФ полномочиями по общему руководству Правительством РФ и, соответственно, всей системой исполнительной власти.

Полномочия Президента России можно классифицировать, разбив на несколько групп.

1. Полномочия по формированию и руководству исполнительной властью. В этой сфере Президент обладает обширным кругом полномочий. Однако Президент здесь действует не единолично, а совместно с Федеральным Собранием. Большая часть изменений, внесенных в ст. 83 Конституции, связана как раз с новым порядком формирования Правительства РФ, других органов государственной власти и, соответственно, с изменившейся ролью Президента в этом процессе.

Например, Президент РФ назначает Председателя Правительства (после утверждения его кандидатуры Государственной Думой), заместителей Председателя Правительства, федеральных министров (кандидатуры которых утверждены Государственной Думой) и освобождает их от должности. Иной порядок назначения на должность предусмотрен для руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны,
безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности. Они назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ после консультаций с Советом Федерации.

В силу новой редакции п. «а» ст. 83 Конституции Президент вправе освободить Председателя Правительства от должности. Ранее Президент был вправе отправить в отставку только Правительство целиком.

Статья 83 дополнена пунктом «е.5», наделяющим Президента РФ полномочиями формировать Государственный совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Таким образом, Государственный совет, функционирующий на основании Указа Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации», получил конституционное закрепление своего места в системе государственных органов.

В новой, развернутой редакции изложен пункт «и» ст. 83, наделяющий Президента полномочиями по формированию Администрации Президента Российской Федерации. Теперь Конституция указывает, что цель формирования Администрации Президента — содействие реализации его полномочий. Ранее функции этого органа на конституционном уровне не были определены.

2. Полномочия по взаимодействию с федеральными органами законодательной и судебной власти. Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу, распускает ее в случае и порядке, предусмотренных в Конституции РФ, назначает референдум, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето, подает запросы в Конституционный суд о соответствии нормативных актов Конституции, а также об их толковании.

Отметим также, что новой редакцией Конституции Президенту РФ предоставлено право обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке конституционности любого рассматриваемого Федеральным Собранием законопроекта, принятого Федеральным Собранием и подлежащего подписанию федерального закона и федерального конституционного закона, а также закона субъекта федерации до его обнародования (ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108, п. п. «а», «в» ч. 5.1. ст. 125). Фактически данными поправками вводится новая стадия законодательного процесса — предварительный конституционный контроль.

3. Полномочия в области безопасности и обороны. Как глава государства Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает от должностей высшее командование, присваивает высшие воинские звания, формирует и возглавляет Совет безопасности, утверждает Военную доктрину России.

В соответствии с новой редакцией пункта «ж» ст. 83 Президент наделен полномочиями по формированию Совета безопасности Российской Федерации. Совет формируется в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз.

В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

4. Полномочия в области внешней политики и международных отношений. Президент руководит внешней политикой. Формы руководства, используемые им, весьма разнообразны: он ведет переговоры, подписывает международные договоры Российской Федерации, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Полномочия Президента реализуются посредством принятия им правовых актов. В соответствии со ст. 90 Конституции Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Он также вправе давать поручения руководителям органов государственной власти.

Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В Конституции сформулирован ряд требований и ограничений к Президенту РФ. Президентом может быть избран гражданин не моложе 35 лет. В новой редакции ст. 81 для Президента РФ введены дополнительные требования и ограничения. Увеличен срок постоянного проживания в Российской Федерации, необходимый гражданину России для избрания президентом — теперь он составляет 25 лет (ранее — 10 лет). Теперь Президентом РФ может быть избран гражданин, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства. Это требование не распространяется на граждан, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию, и постоянно проживавших на такой территории. Эта оговорка позволяет избираться на должность Президента РФ жителям Крыма.

Кандидат в президенты не должен иметь вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Президенту Российской Федерации запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Введено более жесткое ограничение на количество сроков, в течение которых гражданин вправе занимать должность Президента РФ. Ранее одно и то же лицо не могло занимать ее более двух сроков подряд, т. е. было вправе вновь занять эту должность после перерыва. Новая редакция п. 3 ст. 81 Конституции допускает занятие должности одним и тем же лицом не более двух сроков без всяких оговорок. Вместе с тем в ч. 3.1 ст. 81 Конституции специально оговаривается, что это ограничение применяется к лицу, занимающему или ранее занимавшему должность Президента РФ без учета предыдущих президентских сроков. Указанные лица вправе выдвигаться кандидатами в Президенты РФ дважды после вступления в силу поправок к Конституции.

Конституция России устанавливает основания прекращения полномочий президента. Наиболее распространенное основание — истечение срока, на который он был избран. Момент окончания этого срока определяется днем принесения присяги вновь избранным главой государства. Основанием досрочного прекращения полномочий становятся отставка президента, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение главы государства от должности.

Конституция дополнена нормами, устанавливающими гарантии бывшему Президенту Российской Федерации. В силу новой ст. 92.1 Президент России, срок полномочий которого истек либо завершился досрочно по причине его отставки или стойкой неспособности исполнять обязанности по состоянию здоровья, обладает неприкосновенностью.

В соответствии с п. «б» ч. 2 ст. 95 Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно ушедший в отставку, становится пожизненным сенатором. При этом бывший президент вправе отказаться от полномочий сенатора.

Федеральное Собрание Российской Федерации — парламент Российской Федерации. Совместно с Президентом России, Правительством и судами Российской Федерации Федеральное Собрание осуществляет государственную власть и является законодательным органом в системе разделения властей. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации.

В соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 95 Конституции Совет Федерации состоит из сенаторов РФ. В него входят по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от законодательного (представительного) органа и от исполнительного. Представители в Совете Федерации назначаются сроком на шесть лет. В соответствии с внесенными изменениями, наряду с двумя представителями от каждого субъекта федерации в состав верхней палаты могут быть назначены до 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом страны. Причем до 7 из них могут быть назначены пожизненно (ранее пожизненных членов Совета Федерации не было). Согласно ч. 5 ст. 95 пожизненными сенаторами могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

Частью 4 ст. 95 Конституции для сенаторов установлены ограничения, аналогичные ограничениям, предусмотренным для руководителей государственных органов.

Исключительные полномочия Совета Федерации определены в ст. 102 Конституции. К новым полномочиям относится проведение консультаций по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.

Совет Федерации по представлению Президента РФ назначает на должность и освобождает от должности председателя Счетной палаты и половину от общего числа ее аудиторов. Также по представлению Президента РФ Совет Федерации прекращает полномочия председателей, заместителей председателя и судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей полномочий. Ранее подобными полномочиями верхняя палата парламента не обладала.

Совет Федерации лишился возможности назначать и освобождать от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей. Теперь он лишь проводит консультации по предложенным Президентом РФ кандидатурам указанных должностных лиц, а также по кандидатурам прокуроров субъектов федерации и приравненных к ним прокуроров.

В то же время Совету Федерации предоставлено право заслушивать ежегодные доклады Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в стране.

Другую группу полномочий Совета Федерации составляют законодательные полномочия. В ст. 106 Конституции РФ дается перечень вопросов, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат также все федеральные конституционные законы.

Государственная Дума.

В соответствии с Конституцией Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Полномочия Государственной Думы также делятся на две группы:

а) исключительные полномочия (ст. 103).

Например, в соответствии с новой редакцией п. «а» ч. 1 ст. 103 Конституции Государственная Дума утверждает по представлению Президента РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ;

б) законодательные полномочия. Государственная Дума реализует их в форме принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Новая ст. 103.1 Конституции впервые вводит в текст Основного закона понятие парламентского контроля. В соответствии с данной статьей Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.

Правительство Российской Федерации.

Согласно новой редакции ч. 1 ст. 110 Конституции исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации. Ранее Конституция определяла Президента РФ исключительно как главу государства, не входящего в систему разделения властей. Вместе с тем на практике Правительство всегда действовало в тесном взаимодействии с Президентом РФ, реализуя основные направления внутренней и внешней политики, определяемые главой государства.

В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры.

Соответствующие изменения внесены и в ст. 113 Конституции, определяющую полномочия Председателя Правительства. Если ранее данная статья устанавливала, что Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу, то согласно новой редакции статьи он лишь организует работу Правительства. Руководствоваться он при этом обязан не только указами, но и распоряжениями и поручениями Президента РФ.

Статья 110 Конституции дополнена новым пунктом, согласно которому Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти за исключением тех из них, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

Полномочия Правительства сформулированы в ст. 114 Конституции и охватывают сферы экономики, бюджета и финансов, социальной сферы, науки, культуры и образования, природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, обороны и государственной безопасности, а также внешней политики и международных отношений.

Полномочия Правительства РФ реализуются посредством его актов — постановлений и распоряжений. Эти акты обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Судебная власть — один из видов государственной власти Российской Федерации. В обновленной редакции ст. 118 Конституции названы виды судов (судей), составляющих судебную систему Российской Федерации. Это Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, а также мировые судьи субъектов Российской Федерации. Добавлено упоминание об арбитражном судопроизводстве, ранее в Основном законе отсутствовавшее. В Конституции России устанавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов.

В системе государственной власти судебная власть обладает рядом специфических черт. К их числу относятся следующие: правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом; судьи должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним ст. 119 Конституции; судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону; судьи несменяемы и неприкосновенны; судебная власть осуществляется в рамках определенных форм судопроизводства и процессуальных правил; судебное разбирательство является открытым (кроме случаев, предусмотренных федеральным законом), не допускается заочное разбирательство уголовных дел в судах (кроме случаев, предусмотренных федеральным законом); судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В 2020 году значительным изменениям подверглась ст. 125 Конституции, которая регулирует статус, порядок формирования и компетенцию Конституционного суда. Теперь в Конституции определено место Конституционного суда в системе государственной власти: это высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Численность судей Конституционного суда (включая председателя и его заместителя) уменьшена с 19 до 11.

Статья 126 Конституции РФ, определяющая правовой статус Верховного суда, также изложена в новой редакции, отражающей произошедшие в последние годы изменения в судебной системе.

Существенно расширена и дополнена ст. 129, устанавливающая правовой статус прокуратуры.

В завершение следует отметить, что в новой редакции Конституции России внесены серьезные изменения в главу 8 «Местное самоуправление».

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и утверждают местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

В силу ст. 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Разумеется, в реальности разорвать единую систему управления, в течение многих десятилетий строившуюся и функционировавшую на основе принципа демократического централизма, было невозможно. В связи с этим в ч. 2 ст. 132 Конституции было закреплено положение, согласно которому органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Однако на практике в процессе взаимодействия между органами государственной власти и формально независимыми от них органами местного самоуправления регулярно возникали проблемы, связанные не в последнюю очередь с необходимостью сочетать интересы эффективного управления с одной стороны и самостоятельность местной власти — с другой.

В новой редакции Конституции РФ делается попытка преодолеть это противоречие.

В соответствии с новой ч. 3 ст. 132 Конституции органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему
публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Наряду с этим согласно новому п. 1.1 ст. 131 органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом. Ранее государственные органы не обладали таким правом.

Таким образом, современное российское государство провозглашено Конституцией и строится как демократическое, федеративное, правовое с республиканской формой правления. Высшая цель этого государства — реализация прав и свобод человека, всех народов Российской Федерации, защита ее целостности, суверенитета и других общенациональных ценностей и интересов.

В системе государственных институтов российского государства важная роль принадлежит Вооруженным Силам. На всем протяжении отечественной истории они достойно выполняли и выполняют задачи по обеспечению военной безопасности и вооруженной защиты Родины, оставались школой мужества и героизма, верности гражданскому и воинскому долгу.

Методические рекомендации

1. Руководитель занятия должен отталкиваться от его основной цели — помочь военнослужащим разобраться в структуре государственного устройства и системы государственной власти, а также полномочиях государственных органов Российской Федерации.

2. В процессе изложения материала важно познакомить военнослужащих с обновленной Конституцией России, активно отсылая их к содержанию Основного закона Российской Федерации.

3. Учитывая преимущественно правовой характер изучаемой темы, занятие целесообразно провести в форме активного проблемно-поискового диалога, в процессе которого теоретические положения излагать в доступной форме рассказа-беседы (вопроса-ответа, обмена мнениями, диспута).

4. В ходе занятия полезно активно использовать видеоряд: фото и видеоматериалы, презентации со структурно-логическими схемами, раскрывающими содержание основных положений темы.

5. Рекомендуется активно использовать факты и яркие примеры из военно-политической, социально-экономической сфер общественной жизни нашей страны, раскрывающие место и роль государственных органов в этих сферах.