Психологические состояния военнослужащих в условиях ведения боевых действий. Пути формирования моральной готовности и психологической способности военнослужащих к боевым действиям

Психологические состояния военнослужащих в условиях ведения боевых действий. Пути формирования моральной готовности и психологической способности военнослужащих к боевым действиям

Уровень морально-политического и психологического состояния военнослужащих и воинских коллективов во многом определяет их готовность к ведению боевых действий, способность выполнить поставленные задачи и достичь победы над противником.

Авторитетный военный теоретик и историк Карл фон Клаузевиц писал: «Война по существу своему — бой… Бой — это измерение духовных и физических сил путем взаимного столкновения сторон… состояние духа оказывает самое решающее влияние на военные силы».

Психические состояния военнослужащих передают особенности психической деятельности человека в условиях конкретной обстановки в определенный временной промежуток. Они сильно влияют на военнослужащих в боевой ситуации и как следствие на результат выполнения боевой задачи.

Психические состояния военнослужащих в условиях боевых действий

Психика военнослужащего, как и любого другого человека, весьма подвижна и динамична. Поведение человека в какой-либо интервал времени зависит от того, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются при этом.

Очевидно, что бодрствующий человек отличается от спящего, трезвый — от пьяного, счастливый — от несчастного. Психические состояния как раз и характеризуют нюансы проявления психических процессов и свойств в определенный отрезок времени, т. е. эти параметры психики тесно связаны друг с другом (см. схему 1). Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретая устойчивость, могут стать основой свойств личности.

Психическое состояние — это сложившийся в определенное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Как правило, под состоянием понимается некая характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности — бодрость, усталость, эйфория, апатия и др. Также особо выделяют состояния сознания, которые в основном определяются уровнем бодрствования: сон, дремота, гипноз, бодрствование.

В боевой обстановке психика военнослужащего подвергается множеству разнообразных воздействий. Одни из них способствуют мобилизации и концентрации физических и психических возможностей человека, развитию таких психических состояний, как боевая активность, решительность, уверенность, сосредоточенность. Другие, напротив, дезорганизуют боевую деятельность, блокируют доступ к имеющимся резервам организма, способствуют формированию и развитию таких психических состояний, как пассивность, неуверенность, сомнение, рассеянность, обреченность, страх, робость, ужас и т. д.

Поэтому психические состояния военнослужащих в бою целесообразно классифицировать по характеру их влияния на боевую деятельность.

Стенические (положительные) психические состояния способствуют выполнению поставленной задачи. К ним относятся: уверенность, бодрость, подъем, приподнятость, боевой порыв, готовность к активным действиям и т. д.

Астенические (отрицательные) психические состояния затрудняют выполнение поставленной задачи. К ним можно отнести неуверенность, страх, ужас, утомленность, подавленность, сомнение, боязнь, отчаяние, безразличие, напряженность, усталость и т. д.

Психические состояния военнослужащих достаточно многообразны. Помимо вышерассмотренных, можно выделить еще несколько основных их групп.

Первая группа включает в себя положительные психические состояния, проявляющиеся в активной форме. К ним относятся следующие состояния: боевой готовности, активности, подъема, напряженности, психической устойчивости.

Вторая группа включает в себя психические состояния пассивной формы: самоуспокоенности, напряженности, предбоевой (послебоевой) апатии, рассеянности и несобранности, сдержанности.

К третьей группе относятся психические состояния, проявляющиеся в активной форме и отрицательные по направленности: предбоевая «лихорадка», паническое состояние, состояние стресса, страха в его различных формах.

Четвертая группа — отрицательные психические состояния, проявляющиеся в пассивной форме: состояние ригидности (отсутствие реакции на стимулы или сопротивление им), состояние фрустрации (возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей), состояние синдрома навязчивости (боязнь несчастья, смерти, неизбежного ранения), состояние тревоги, беспокойства.

В каждом психическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Поэтому в структуру психических состояний входит множество разнокачественных компонентов:

на физиологическом уровне они проявляются, например, в изменении частоты пульса, артериального давления и т. п.;

в моторной сфере они обнаруживаются в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи;

в эмоциональной сфере эти компоненты дают знать о себе в виде положительных или отрицательных переживаний;

в когнитивной сфере они определяют тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий и т. п.;

на поведенческом уровне от них зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т. п.;

на коммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения человека с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их.

Основные психические состояния военнослужащих в боевой обстановке имеют свою специфику и особенности проявления. Раскроем их.

Состояние боевой готовности — кратковременное психическое состояние, возникающее под воздействием сильных осознаваемых социальных раздражителей на сознание военнослужащего, способствующих «оценке» его внутренних энергетических и психологических ресурсов и побуждающих к конкретной деятельности. Состояние боевой готовности формируется на основе боевого, социального опыта конкретного военнослужащего, знания им содержания предстоящей боевой задачи, своего места и роли в ней, особенностей боевой обстановки.

В таком состоянии психическая и физиологическая деятельность военнослужащего поддерживается на уровне, обеспечивающем устойчивые навыки и способность организма к действиям, связанным с риском для жизни, необходимостью переносить огромные вероятные психологические, физические и физиологические нагрузки в ходе предстоящей боевой деятельности.

Состояние боевой готовности тесно связанно с состоянием боевой активности. Под боевой активностью военнослужащего понимается мера его взаимодействия с окружающей боевой средой. Боевая активность выступает как в форме внутренних процессов, так и в форме внешних проявлений. Она характеризуется рядом признаков, например, степенью проявления у воинов со времени постановки задачи командованием; степенью напряженности в ходе выполнения этой задачи; степенью потребности в интеллектуальных, физических, моральных, психологических усилиях; длительностью сохранения в условиях боевой обстановки и некоторых других.

При высокой боевой активности у военнослужащего происходит внутренняя мобилизация всех энергетических ресурсов на точное выполнение предстоящей задачи.

Противоположное состоянию боевой активности — состояние предбоевой пассивности. Оно возникает у военнослужащего при слабых процессах нервного возбуждения и активного торможения, их малой подвижности.

Состояние боевой активности и состояние пассивности напрямую зависят от направленности личности военнослужащего, его целевой установки, преобладающих мотивов, целей, потребностей применительно к условиям боевого времени.

Одним из активных положительных психических состояний в боевой обстановке является психическое состояние подъема. Это кратковременное психическое состояние возникает под воздействием сильных социогенных раздражителей на сознание военнослужащего и побуждает его к мобилизации внутренних энергетических и психологических резервов.

В отличие от психологического состояния боевой готовности, состояние подъема характеризует физиологический, физический и психологический уровни военнослужащего до начала, во время и после выполнения им боевой задачи.

Состояние упадка, в отличие от состояния подъема, характеризуется ослаблением волевых и психических процессов, снижением уровня деятельности, иммобилизацией внутренних энергетических резервов военнослужащего.

Эти психические состояния тесно связаны с состоянием напряженности, которое может сопровождать военнослужащего в экстремальной обстановке и оказывать сильное воздействие на эффективность его деятельности.

Состояние напряженности зависит от уровня мотивации деятельности воина. Если ему ставится задача по преодолению неких трудностей, доведению той или иной работы до конца, возникает внутренняя напряженность. После прекращения деятельности показатели напряженности резко падают. При этом имеют значение качество подготовки к боевой деятельности и особенности темперамента личности.

Проявления напряженности крайне разнообразны: увеличивается частота сердечных сокращений и вариативность сердечного ритма, возрастает частота дыхательных движений, уменьшается их глубина, появляются задержки дыхания, повышается давление, изменяется температура кожи и т. д.

Изменения наблюдаются и в мышечно-двигательном аппарате: увеличивается электрическая активность мышц, особенно лестничной мышцы шеи, лобных мышц и мышц предплечья, возникает общая мышечная скованность, увеличивается тремор (непроизвольные, быстрые, ритмичные колебательные движения частей тела или всего тела), нарушается дозировка усилий, координация движений.

Близким по содержанию является состояние собранности — концентрация активности военнослужащего на каком-то определенном виде его деятельности. Это происходит под воздействием разного рода раздражителей, агентов, стимулов. Они все могут быть как внешними, так и внутренними. В этом состоянии военнослужащий, как правило, активизирует свое мышление, сосредотачивая его вместе с другими основными психическими процессами на узловых вопросах, от успешного решения которых зависит его жизнь, успех выполнения боевой задачи.

Противоположным этому состоянию является состояние рассеянности — «общее ослабление внимания». Внешне оно сопровождается рядом таких поведенческих реакций, как «зацикленность» психики военнослужащего только на одной идее, на каком-то одном, особенно важном для него вопросе или задаче. В подобном состоянии военнослужащие, как правило, забывают обо всем, не видят, что происходит вокруг них, сильно притуплены процессы внимания, все энергетические резервы психики переключаются на анализ только одного вопроса, наиболее важного для них.

В группе психических состояний, отрицательных по своей направленности, по степени важности, первое место принадлежит состоянию предбоевой «лихорадки». Литературные источники свидетельствуют, что данное психическое состояние является сложным образованием, аккумулирующим в себе элементы и состояния беспокойства, тревоги, напряженности психики.

Ригидность — состояние, возникающее у военнослужащих в экстремальных условиях как следствие затруднений в период выполнения какого-либо вида деятельности, вызывающего нарушения в психике и тем самым осложняющего выполнение боевой задачи. Основными признаками ригидности выступают: нарушения в протекании психических процессов; затруднения в правильной оценке ситуации или задачи и порядка ее выполнения; безразличное отношение ко всему окружающему; бессмысленный взгляд; заторможенность в поведенческих реакциях.

В наборе психических состояний военнослужащих выделяется состояние стресса. Это сложное психическое состояние, возникающее в ответ на многочисленные стрессоры (факторы, вызывающие состояние стресса) в сложных условиях деятельности. Существует несколько его видов: физиологический, психологический и информационный стресс. По своей направленности состояние стресса носит отрицательный характер.

Особое место занимают так называемые реактивные и невротические состояния. В условиях боевых действий они довольно часты среди военнослужащих. Эти состояния можно разделить на острые тревожные и хронические реакции. Первые в данном случае связаны с неврозами травматического происхождения, вторые обусловлены длительным воздействием различных психотравмирующих стрессоров.

Длительные психические состояния отрицательной направленности часто приводят к нарушениям психики и всей нервно-психической деятельности военнослужащего. При обобщении различных материалов, посвященных анализу современных боевых действий, можно прийти к выводу о том, что около 46 % военнослужащих в той или иной степени подвержены разного рода неврозам.

Одним из наиболее характерных эмоциональных психических состояний в экстремальных условиях является паника. Паника — это временное переживание гипертрофированного страха, обусловливающее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей, иногда с полной потерей самообладания, проявлением безразличия к таким понятиям, как «долг» и «честь». В основе паники лежит чувство беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее, вместо того чтобы противостоять ей.

Зная об особенностях проявления психических состояний личного состава в боевой обстановке, командиры (начальники), их заместители по военно-политической работе и должностные лица психологической службы могут правильно организовывать и проводить работу по формированию и поддержанию положительных психических состояний военнослужащих, по формированию у них психологической готовности к ведению боевых действий и психологической устойчивости к стресс-факторам боя.

Пути формирования психологической готовности военнослужащих к ведению боевых действий и психологической устойчивости к стресс-факторам боя

Формирование психологической готовности военнослужащих к ведению боевых действий и психологической устойчивости к стресс-факторам современного боя — это важное направление деятельности не только должностных лиц психологической службы и военно-политических органов, но и командиров (начальников) всех степеней.

Конечной ее цели сложно достичь, используя чисто психологические методы — необходимо применять весь арсенал имеющихся у должностных лиц средств.

Основными инструментами этой деятельности являются: применение административного воздействия, правильная организация боевой подготовки, мероприятий материально-технического обеспечения, безопасности военной службы, службы войск, военно-политической работы с упором на психологическую подготовку военнослужащих во всех видах деятельности.

В ходе выполнения боевой задачи на отдельных военнослужащих и воинские подразделения воздействует множество факторов, которые могут как препятствовать, так и способствовать ее выполнению.

В общем виде их можно классифицировать по группам: боевые, эколого-эргономические, социально-психологические, психологические и психо-физиологические (см. схему 2).

Психологическая подготовка по своей сущности должна быть нацелена на усиление позитивно воздействующих факторов, таких как мотивация на выполнение боевой задачи, боевой настрой, боевое мастерство, сплоченность воинских подразделений, высокий уровень правопорядка и воинской дисциплины, высокий авторитет командования и устранение или снижение уровня воздействия негативных факторов (внезапные изменения хода ведения боевых действий, негативное информационно-психологическое воздействие (ИПВ) противника, негативное отношение населения района ведения боевых действий и нейтрализацию влияния таких факторов, как неблагоприятные или непривычные природно-географические, погодно-климатические условия, смена ритмов жизнедеятельности и т. д.).

В основе работы по формированию психологической готовности к ведению боевых действий и психологической устойчивости их участников к стресс-факторам боя должен лежать принцип моделирования стресс-факторов боя. Имеется в виду создание условий, способствующих возникновению таких психических состояний у военнослужащих, которые они могут испытывать в реальных боевых действиях.

Следует отметить, что к проведению учебных занятий с моделированием стресс-факторов боя необходимо готовиться тщательно. Основным условием достижения нужного результата является не количество, а качество проведения подобных занятий.

До начала занятия с моделированием стресс-факторов боя обучаемые должны четко знать порядок предстоящих действий и операций, отработав их до автоматизма на предыдущих занятиях.

Руководитель занятия заранее готовит вводные на усложнение и изменение условий его проведения, дает задания «группе имитации».

Проведение занятия с моделированием стресс-факторов боя целесообразно разделить на несколько этапов:

1) этап подготовки (создание мотивации обучаемых на достижение целей занятия);

2) проведение занятия с применением средств и методов моделирования;

3) закрепление результатов занятия.

На первом этапе руководитель при участии должностного лица психологической службы должен сформировать у обучаемых мотивационную установку на усвоение содержания занятия. Это достигается прежде всего за счет разъяснения им смысла его проведения и формирования состояния психической напряженности.

Для успешного воссоздания фактора опасности, который является базой для формирования и развития состояния психической напряженности, рекомендуется применять следующие приемы:

1) проведение преувеличенно тщательной подготовки подразделения к предстоящему занятию, резкое повышение требовательности (особенно к сержантскому составу) в отношении подготовки личного состава, учебно-материальной базы и соблюдения правил безопасности. Инструктаж перед занятием должен быть максимально подробным, возможно, преувеличенно эмоциональным;

2) заблаговременное распространение среди личного состава информации (желательно в форме слухов) о том, что предстоящее занятие в такой форме проводится впервые и что при несоблюдении правил безопасности существует реальная опасность травмирования и других негативных последствий;

3) при проведении инструктажа информировать о случаях получения травм по причине несоблюдения правил безопасности на аналогичных по тематике и содержанию занятиях;

4) перед началом занятия проводить практический показ на учебных пособиях, имитирующих человеческое тело, возможных последствий ошибочных действий обучаемых, которые могут привести к травмам;

5) рассказывать личному составу об обстоятельствах реальных боевых ситуаций (желательно, чтобы в роли рассказчиков выступали их непосредственные участники), в которых именно умение выполнять те или иные упражнения (действия) способствовало решению боевой задачи подразделением и сохранению жизни и здоровья военнослужащих;

6) легендирование занятия (вписывание выполняемых упражнений в возможный ход реальных боевых действий).

На втором этапе занятия военнослужащие и воинские подразделения подвергаются воздействию моделируемых психологических стресс-факторов боя.

Воздействие может осуществляться:

1) путем изменения внешних условий (условий местности и физико-географических условий среды). Так, например, при организации занятий командир может выбирать труднопроходимые участки местности или создавать рукотворные завалы, пожары и т. п. Можно изменить микроклимат в боевых машинах путем имитации возгорания при поражении их «противником» и т. п.;

2) за счет постановки учебно-боевых задач и их изменения в ходе учебно-боевой деятельности. В процессе решения задач они корректируются или полностью изменяются руководителем занятия, (варьируется темп, время выполнения и др.). Могут создаваться условия неопределенности (задача поставлена в самой приблизительной форме), условия, когда военнослужащий вынужден сам формулировать задачу и принимать решение на ее исполнение;

3) с помощью изменения бытовых условий. Прежде всего, речь идет о режиме сна и отдыха, питания личного состава (планирование ночных занятий, питание сухими рационами и др.). При этом если военнослужащие из-за преднамеренно созданных тяжелых условий обучения не могут полностью восстановить силы, необходимо предоставлять им дополнительное время для отдыха и организовывать его;

4) моделированием действий противника. Необходимо, чтобы «противник» не просто стрелял холостыми патронами и применял другие имитационные средства, но и оказывал активное противодействие. Для создания такого эффекта можно имитировать поражения боевой техники с помощью дымовых шашек, ввести в ход занятия контактные эпизоды взаимодействия противоборствующих сторон (например, нападение «противника» из засады) и т. п.

Формирование условий боя осуществляется с помощью специальных средств.

Визуальная имитация достигается путем создания пейзажа, характерного для боя. Для этого на местности размещаются макеты боевых инженерных сооружений и иных объектов (траншей, блиндажей, заграждений, разрушенных зданий, техники и вооружений), создаются искусственные воронки, участки выжженной земли, имитирующие результаты применения современных средств огневого поражения.

Предварительно готовятся муляжи трупов, которые в последующем необходимо разбросать по учебному полю боя. Непосредственно в ходе занятия можно прибегнуть к интенсивному задымлению местности, а также к имитации тактических действий личного состава и боевой техники противника (перемещения, ведение огня) и применения им различных средств поражения (за счет взрывов, возгораний, вспышек ламп, прожекторов и т. д.).

Аудиальная имитация призвана создать звуковые эффекты применения противником средств поражения. Для этого может использоваться трансляция звуков разрывов мин и снарядов, автоматического огня, свиста пуль, шума, вызываемого разрушением объектов (треск, осыпание земли, обвалы); гула боевой техники, криков, команд на языке «противника»; криков и стонов раненых; просьб о помощи.

Воздействие на психику через обоняние моделируется путем распространения запахов, характерных для боевых действий (запахи отравляющих и взрывчатых веществ, гари, пороховых газов и т. д.); тошнотворных запахов, похожих на запах разлагающихся трупов и т. д.

Воздействие на психику через вестибулярный аппарат оказывается путем организации интенсивных перемещений личного состава на ограниченных, замкнутых участках местности, в тесных помещениях, в боевой технике, в подземных коммуникациях; в темное время суток, в условиях плохой видимости, задымления; на сильно пересеченной местности в пешем порядке и в боевой технике, на большой высоте. Также для моделирования воздействия на психику через вестибулярный аппарат используются темные комнаты, лабиринты, спортивные тренажеры (лопинг, батут, колесо и др.), физические упражнения (кувырки, обороты).

Воздействие на психику через тактильный анализатор достигается за счет имитации применения противником оружия и боевой техники (ощущение жара от огня), вибрации почвы, ударов снарядов и осколков по боевой технике; проведения занятий в сложных погодно-климатических и географических условиях (низкие значения температур, снег, дождь); интенсивных физических нагрузок (марши, атака в пешем порядке с полной выкладкой); переправ через водные преграды вплавь в полном снаряжении.

На этапе закрепления достигнутых результатов занятия первостепенной задачей является их психологическое подкрепление. Чтобы у военнослужащих формировались и закреплялись необходимые для боя качества, каждый солдат, преодолевая трудности, должен научиться преодолевать себя. В результате повышается его самооценка, человек испытывает удовлетворение. Именно здесь важны простая похвала, подбадривание или одобрение со стороны командира подразделения.

В том случае, когда по каким-либо причинам военнослужащему не удалось преодолеть возникшие затруднения и он не добился поставленных целей, следует также его подбодрить и ни в коем случае не критиковать. Необходимо провести с личным составом детальный разбор всего занятия, указав на допущенные ошибки и причины их совершения.

Материал занятия целесообразно увязывать с примерами из боевой практики, доходчиво объясняя подчиненным, к каким последствиям в реальном бою могут приводить допущенные ими в учебном занятии ошибки. Разбор урока нецелесообразно строить в форме «нагоняя» за просчеты. Важно, чтобы в процессе разбора у военнослужащих сформировалось четкое представление о том, как лучше выполнять то или иное действие в сложившейся обстановке и, главное, почему это действие должно выполняться именно так, а не иначе.

Таким образом, при организации психологической подготовки важно исходить из научно доказанного положения о том, что формирование всех психических качеств и состояний личности осуществляется в ходе практической деятельности. От того, какая это деятельность и как она организована, зависит успешность достижения поставленной цели.

В процессе психологической подготовки военнослужащий должен познать и по возможности ощутить весь спектр характерных для боевой обстановки воздействий на его организм и психику (зрительных, слуховых, кинестетических, обонятельных, осязательных, вкусовых, вестибулярных), научиться правильно реагировать на них и активно действовать в условиях их эскалации. Социальная, боевая и эргономическая среды предстоящей боевой деятельности должны стать привычными и способствующими эффективному решению конкретных боевых задач .

Методические рекомендации

Во вступительном слове следует упомянуть о главном предназначении Вооруженных Сил: отражение агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженная защита целостности и неприкосновенности российской территории. Поэтому каждый военнослужащий физически и психологически должен быть готов выполнить задачи по предназначению в любых условиях обстановки.

Приступая к изложению основной части лекции, руководителю занятия рекомендуется раскрыть типы психических состояний, их место в структуре психики и рассказать об основных психических состояниях военнослужащих в условиях боевых действий. Далее целесообразно указать пути формирования психологической готовности военнослужащих к ведению боевых действий и психологической устойчивости участников боевых действий к стресс-факторам боя, раскрыть методику проведения занятия с моделированием стресс-факторов боя, уделив особое внимание конкретным мероприятиям по воссозданию условий боя.

В заключение можно сделать вывод, что формирование нужных психических качеств и состояний осуществляется в ходе практической повседневной деятельности военнослужащих. От того, как она организована, будет в конечном итоге зависеть психологическая готовность личного состава к выполнению боевых задач.

ЛИТЕРАТУРА:

Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Феденко Н.Ф. Основы военной психологии и педагогики. — М.: Просвещение. — 1988. — 272 с.

Воловицкий И.В. Методика оптимизации психических состояний военнослужащих. [Электронный ресурс] URL: https://scienceforum.ru/2012/article/2012002056 (дата обращения 19.06.2020).

Караяни А.Г., Корчемный П.А. Психологическая подготовка боевых действий: Учебное пособие. — М.: ВУ. —  2016. — 180 с.

Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб: Питер.  — 2016. — 583 с.

С. НЕВЕНЧАННЫЙ, начальник отдела Департамента психологической работы Министерства обороны Российской Федерации, кандидат психологических наук, подполковник;

С. ЧЕРГИНЕЦ, заместитель начальника отдела — начальник группы Департамента психологической работы Министерства обороны Российской Федерации, майор