Порядок поступления и условия прохождения военной службы по контракту

А. ЯРЕНКО, кандидат психологических наук, начальник 4-го управления Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, генерал-майор,

И. ВАСИЛЬЕВ, кандидат технических наук, начальник группы 1-го отдела 4-го управления Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, полковник

 Служба по контракту на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин как перспективный  способ комплектования Вооруженных Сил России. Порядок поступления на военную службу по контракту

В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Правовую основу военной службы создают нормы Конституции Российской Федерации, которые конкретизируются федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «О статусе военнослужащих» и рядом других нормативно-правовых актов.

Система комплектования Вооруженных Сил личным составом представляет собой совокупность правовых норм и мероприятий, обеспечивающих пополнение армии и флота военнослужащими и гражданским персоналом как в мирное, так и в военное время, а также создание мобилизационного резерва людских ресурсов.

В Российской Федерации Вооруженные Силы комплектуются смешанным способом (по призыву и по контракту).

Аналогичный способ применяется и за рубежом — в Австрии, Финляндии, Норвегии, Турции, Греции, Индонезии, Таиланде, Сингапуре, Вьетнаме и некоторых других странах. В США, несмотря на формальное сохранение добровольного подхода к комплектованию вооруженных сил, граждане, проходящие службу в резерве, могут быть призваны (без их согласия) для прохождения военной службы на срок от одного года до двух лет и более. В Германии с июля 2011 года на основании постановления национального парламента (бундестага) комплектование вооруженных сил протекает в добровольном порядке, однако положение о всеобщей воинской обязанности по-прежнему закреплено в конституции страны.

«Днем рождения» института военной службы по контракту на воинских должностях солдат, сержантов, матросов и старшин в России можно считать 18 января 1994 г. — дату подписания Указа Президента Российской Федерации № 166 о наборе в 1994 году граждан на военную службу по контракту по «остродефицитным специальностям, определяющим боевую готовность Вооруженных Сил Российской Федерации».

Впоследствии законодательный базис военной службы по контракту получил развитие в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации».

В целях выполнения президентского указа была разработана и внедрена новая система отбора кандидатов на военную службу по контракту.

Смешанный способ комплектования Вооруженных Сил наиболее приемлем для нашего государства. Он позволяет в непростых демографических и экономических условиях иметь обученный мобилизационный ресурс в оптимальном количестве, содержать корпус специалистов для эксплуатации сложных современных систем вооружения и боевой техники, а также замещать профессиональными кадрами должности младших командиров (сержантов и старшин).

Количество военнослужащих по контракту в составе Вооруженных Сил России стабильно увеличивается, поскольку приоритет при совершенствовании системы комплектования армии рядовым и сержантским составом отдан качественным характеристикам личного состава над количественными.

Численность военнослужащих-контрактников уже превысила численность военнослужащих по призыву и выросла более чем в два раза с момента появления в стране этого способа комплектования.

Представители высшего политического и военного руководства страны неоднократно подчеркивали важность его развития, улучшения социально-бытовых условий прохождения военной службы по контракту и повышения статуса военнослужащих-контрактников.

Так, 1 сентября 2018 года Президент России Владимир Путин назвал «генеральным путем развития армии» движение в сторону контрактной системы. По его словам, контрактники более востребованы в связи с усложнением военной техники и стоящих перед войсками задач.

В конце декабря 2019 года на расширенном заседании коллегии военного ведомства Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу заявил: «Продолжаем повышать требования к отбору и уровню подготовки контрактников. В настоящее время более 70 % из них имеют профессиональное образование. Одновременно осуществляется их материальное стимулирование и улучшение условий службы».

Комплектование войск военнослужащими по контракту передано кадровым органам во главе с Главным управлением кадров Министерства обороны России. Функционируют два взаимодополняющих друг друга направления, обеспечивающих поступление кандидатов на военную службу по контракту в Вооруженные Силы:

первое — через пункты отбора, работающие в тесном взаимодействии с военными комиссариатами. Действующие 83 пункта отбора входят в состав военных округов и Северного флота и подчиняются командующим. Расположены пункты отбора в большинстве субъектов Российской Федерации;

второе — через воинские части.

Каждому из направлений присущи особенности в работе с людским контингентом, но общие требования к ней едины и регулируются законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами.

Прежде чем рассмотреть детально процедуру отбора кандидатов на военную службу по контракту, необходимо напомнить общие требования к ним, установленные законодательством.

На военную службу по контракту могут поступить:

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва высшее или среднее профессиональное образование;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;

граждане, пребывающие в запасе;

граждане мужского пола, не пребывающие в запасе и имеющие высшее или среднее профессиональное образование;

граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет, законно находящиеся на территории Российской Федерации.

Кандидаты должны соответствовать требованиям по возрасту, уровню образования, физической подготовленности, состоянию здоровья, профессиональной пригодности и другим:

по возрасту — от 18 до 40 лет (для заключения первого контракта);

по состоянию здоровья — категория «А» или «Б»;

по профессиональной пригодности — первая или вторая группа. Для отдельных воинских должностей допускается третья;

по образованию — для большинства воинских должностей необходимо минимум полное среднее образование (11 классов).

Для некоторых воинских должностей, таких, например, как «стрелок», «водитель», «гранатометчик» и других допускается минимальное основное общее образование (9 классов);

по физической подготовленности — необходимо выполнить ряд нормативов.

Для назначения на некоторые воинские должности необходим допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Также законодательством определены ограничения по приему на военную службу по контракту. В частности, не может быть заключен контракт с гражданами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы, имеющими не снятую или не погашенную судимость.

Мероприятия по комплектованию воинских должностей, замещаемых военнослужащими по контракту, проводятся пунктами отбора в соответствии со служебным предназначением кандидатов, поступающих на военную службу по контракту.

Служебное предназначение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и изъявивших желание поступить на военную службу по контракту, определяет кадровый орган воинской части.

Алгоритм поступления на военную службу по контракту условно можно разделить на десять шагов.

Остановимся на них подробнее.

Первый шаг: обратиться в пункт отбора для получения консультации, выбора места службы и воинской специальности.

Если в роли кандидата выступает военнослужащий по призыву, то он может предварительно получить информацию об условиях поступления и прохождения военной службы по контракту у своего командира или в кадровом органе воинской части. Необходимая информация также размещена на стендах, в уголках или пунктах военно-профессиональной ориентации, которые оборудованы в расположении каждого подразделения, личный состав которого проходит службу по призыву.

В пунктах отбора и в воинских частях кандидат должен получить исчерпывающую информацию по следующим вопросам:

наличие вакантных воинских должностей;

требования, установленные для поступающих на военную службу по контракту;

условия прохождения военной службы по контракту;

предусмотренные законом социальные гарантии и компенсации военнослужащим по контракту и членам их семей;

ответственность за нарушение ограничений и запретов, связанных с прохождением гражданами военной службы по контракту и т. д.

Второй шаг: собрать документы, написать заявление или рапорт о приеме на военную службу по контракту. Перечень документов граждане, не проходящие военную службу, могут получить в пункте отбора, а военнослужащие по призыву — в кадровом органе воинской части.

При необходимости кандидату оформляется допуск к государственной тайне:

для военнослужащих по призыву — командованием воинских частей;

при приеме на военную службу из запаса — в военных комиссариатах.

Третий шаг: пройти профессиональный психологический отбор.

Организация и проведение профессионального психологического отбора для граждан, поступающих на контрактную службу через пункты отбора, возлагается на их должностных лиц, в частности, на офицера по тестированию.

В воинской части эту задачу выполняют специалисты профессионального психологического отбора из числа штатных психологов или должностных лиц нештатных групп профотбора.

Порядок проведения тестирования определен приказом Министра обороны РФ от 31 октября 2019 года № 640 «Об утверждении Инструкции об организации и проведении профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах Российской Федерации». Для тестирования используются автоматизированные рабочие места (АРМ), такие как АРМ «Отбор-В» или бланковый метод в соответствии с принятыми методиками.

При проведении профессионального психологического отбора оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества личности.

Профпригодность определяется применительно к конкретной воинской должности, на замещение которой планируется соискатель.

По результатам профессионального психологического отбора кандидата относят к одной из четырех групп профессиональной пригодности.

На военную службу по контракту не могут поступить граждане, отнесенные к четвертой группе профпригодности.

Четвертый шаг: пройти медицинскую комиссию.

Медицинское освидетельствование кандидата проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».

По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности кандидата к военной службе (по одной из пяти категорий годности).

На военную службу по контракту может быть принят гражданин (иностранный гражданин), признанный годным к военной службе или годным с незначительными ограничениями.

Пятый шаг: пройти проверку физической подготовленности.

У кандидатов, признанных по результатам медицинского освидетельствования соответствующим медицинским требованиям, проверяется уровень физической подготовленности.

Она оценивается в соответствии с Наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009), утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200.

Шестой шаг: вынесение решения совместной комиссией (пункта отбора и военного комиссариата) или аттестационной комиссией воинской части о пригодности кандидата к военной службе по контракту. Решение оформляется в виде протокола.

Пункт отбора и воинская часть в трехдневный срок после принятия решения о соответствии кандидата требованиям, установленным для поступающего на военную службу по контракту, подготавливают и представляют в порядке подчиненности в кадровый орган проекты приказов (по личному составу) о приеме на военную службу по контракту.

(Седьмой и восьмой шаги не относятся к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву).

Седьмой шаг: получить в пункте отбора предписание на убытие в воинскую часть и воинские перевозочные документы.

Восьмой шаг: прибыть в воинскую часть к месту прохождения службы.

Командование воинской части отвечает за организацию всего спектра мероприятий по встрече, размещению и всестороннему обеспечению граждан, прошедших отбор для поступления на военную службу по контракту. В этот период изучаются их морально-деловые и психологические качества, оценивается уровень профессиональной пригодности и способности к обучению и воспитанию.

Девятый шаг: заключить контракт о прохождении военной службы.

Контракт заключается, как правило, в день прибытия кандидата в воинскую часть, при этом первый экземпляр приобщается к личному делу, а второй выдается военнослужащему.

Десятый шаг: принять дела и должность.

После приема дел и должности подготавливаются материалы в проект приказа (по строевой части) для установления военнослужащему денежных выплат, обеспечения его другими видами довольствия.

Контракт заключается с испытательным сроком 3 месяца. В этот период военнослужащий обучается по программе интенсивной общевойсковой подготовки.

Основные социальные гарантии при прохождении военной службы по контракту

Выбирая службу по контракту как профессию на долгие годы, гражданин обоснованно может рассчитывать на постоянство и прочность своего положения, широкие возможности для профессиональной самореализации, достойный уровень жизни и высокий социальный статус.

Эти важные аспекты военной службы по контракту уже давно урегулированы законодательно, в первую очередь в Федеральном законе от 27 мая 1998 года
№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Текущий социальный пакет военнослужащего по контракту объемен и создает предпосылки комфортных условий жизни как для него самого, так и для членов его семьи. Речь идет не только о финансовых сторонах службы, но и множестве других.

Так, контрактник обеспечивается служебным жилым помещением или общежитием на период прохождения военной службы. Если предоставить такое жилье невозможно, военнослужащий вправе рассчитывать на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.

При достижении общей продолжительности военной службы в 20 лет, а также в случае увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общей продолжительности военной службы 10 и более лет военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями для постоянного проживания по избранному месту жительства (в том числе путем выдачи государственных субсидий).

Среди способов решения жилищного вопроса военнослужащими по контракту особое место занимает вариант приобретения ими квартиры или жилого дома в рамках накопительно-ипотечной системы (НИС).

Вступить в НИС можно при заключении второго контракта. Каждый участник НИС через три года нахождения в системе получает право на заключение договора целевого жилищного займа (ипотечного кредита). Право на жилище реализуется путем аккумулирования средств на именных накопительных счетах участников с последующим использованием этих накоплений для приобретения жилья. Сумму накоплений можно дополнить средствами целевого жилищного займа и личными сбережениями.

Преимущества НИС очевидны. Во-первых, военнослужащие самостоятельно решают, каким образом будут использовать накопленные денежные средства, в каком регионе они приобретут жилье и какого типа оно будет (готовая квартира на первичном или вторичном рынке, жилой дом с земельным участком или квартира по договору участия в долевом строительстве).

Во-вторых, для участия в программе не требуется признание граждан нуждающимися в жилье и не учитывается наличие у них в собственности другого жилого помещения.

В-третьих, уже после трех лет участия в такой системе можно приобрести жилье с использованием ипотечного кредита.

В-четвертых, при покупке квартиры (дома) в другом регионе, отличном от региона прохождения службы, сохраняется право на служебное жилье.

И, наконец, в-пятых, существующий механизм военной ипотеки предоставляет возможность для поочередного приобретения в процессе военной службы нескольких жилых помещений.

Стоит отметить, что минимальная годовая процентная ставка в рамках военной НИС существенно ниже обычной, «гражданской» ипотеки. Максимальный срок кредита рассчитывается на период вплоть до достижения военнослужащим предельного срока прохождения военной службы.

Таким образом, военнослужащий-участник НИС может купить жилье стоимостью от 2 до 5 миллионов рублей в зависимости от выслуги лет и продолжительности участия в программе.

Система социальных гарантий военнослужащим-контрактникам включает также бесплатное вещевое и медицинское обеспечение, бесплатное обеспечение лекарствами (по рецепту врача), обязательное государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета, а также право на отдых и ежегодный оплачиваемый отпуск.

На фоне увеличения возраста выхода на пенсию для гражданских работников страны немаловажным для контрактника становится право на пенсионное обеспечение. Им обладают военнослужащие, имеющие на день увольнения не менее 20 лет календарной выслуги на военной службе, а также те, кто имеет на день увольнения возраст не менее 45 лет, общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет (из них — не менее 12 с половиной лет военной службы) и увольняется по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или достижением предельного возраста пребывания на службе.

При увольнении военнослужащий по контракту получает единовременное пособие, размер которого зависит от выслуги: менее 20 лет — 2 оклада денежного содержания, более 20 лет — 7 окладов денежного содержания. Обладание государственным орденом или почетным званием Российской Федерации увеличивает пособие на размер одного оклада денежного содержания.

Помимо этого, контрактники могут на безвозмездной основе проехать к избранному месту жительства при увольнении, к новому месту службы и в командировки. При перемещении к новому месту службы военнослужащему выплачивается подъемное пособие в размере одного оклада денежного содержания, а также 25 % от него на каждого члена семьи. При переводе к новому месту службы на безвозмездной основе перевозятся до 20 тонн личного имущества в контейнере от прежнего места жительства.

При обучении в период службы в образовательных организациях военнослужащий по контракту претендует на ряд социальных гарантий (например, при обучении в вузах Минобороны России продолжается начисление выслуги и выплата денежного довольствия, сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями; при обучении (поступлении) в гражданских вузах для сдачи сессии (поступления) дополнительно представляется оплачиваемый учебный отпуск), а после увольнения с военной службы имеет преимущественное право на поступление в государственные образовательные организации высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования.

Наконец, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах дает военнослужащему право на дополнительные социальные гарантии и компенсации.

Комплекс мер, предусмотренный указом главы государства от 7 мая 2012 года, привел к заметному положительному сдвигу в комплектовании соединений и воинских частей военнослужащими рядового и сержантского состава, проходящими службу по контракту. Эти меры способствовали не только повышению профессионального мастерства контрактников, но и мотивации их к карьерному росту. Например, только за 2018 и 2019 годы количество солдат и сержантов, получивших классную квалификацию, увеличилось на 13 % и 10 % соответственно. Для тех, кто имеет высшее образование, открылась дорога дальнейшего служебного роста и перспектива продолжить службу в новом качестве — более 9 тысяч военнослужащих рядового и сержантского состава за последние годы назначены на должности офицеров и прапорщиков. В три с лишним раза увеличилось количество военнослужащих, подтвердивших квалификационные уровни физической подготовки, что способствует не только укреплению их профессионально значимых качеств, но и положительно влияет на уровень денежного довольствия.

Министерство обороны России не останавливается на достигнутом уровне соцгарантий для военнослужащих по контракту.

Так, с 1 сентября 2019 года военнослужащие-контрактники, занимающие воинские должности рядового и сержантского состава, для которых штатом воинской части предусмотрены 1, 2, 3-й и 4-й тарифные разряды, получают 50-процентную ежемесячную надбавку к окладу по воинской должности. Кроме того, с первого октября прошлого года проиндексировано денежное довольствие в размере 4,3 % для всех категорий военнослужащих.

Водителям транспортных средств, обладающим категориями «С», «D» и «СЕ» и добившихся особых достижений в службе, устанавливается ежемесячная надбавка в размере 30 % от оклада по воинской должности. Это позволило увеличить денежное довольствия водителей-контрактников на 3,5 тыс. руб.

С учетом принимаемых мер социальной поддержки средний размер денежного довольствия рядового и сержантского состава, проходящего военную службу по контракту, возросло с текущих 20-40 тысяч рублей в месяц примерно до 30–50 тысяч рублей. В результате объем социальных гарантий этой категории военнослужащих приблизится к объему, которым обладают офицеры и прапорщики.

Решен вопрос существенного увеличения размера средних ежемесячных компенсационных выплат за наем жилых помещений до уровня фактических затрат на эти цели — с 3,9 тысячи рублей до 12,8 тысячи рублей.

Военное ведомство ведет работу по внесению изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», которые будут предусматривать предоставление равных прав на проезд на безвозмездной основе к месту проведения отпуска и обратно для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, независимо от места прохождения ими военной службы.

Таким образом, уже реализуемые и перспективные меры, направленные на повышение престижа военной службы по контракту, призваны способствовать решению стоящей перед Министерством обороны главной задачи: мотивировать контрактников продолжать военную службу, не ограничиваясь одним или двумя контрактами. Российской армии необходимы высококлассные профессионалы во всем спектре воинских должностей, в том числе и среди младших специалистов.

Методические рекомендации

Во вступительном слове к занятию необходимо отметить, что Вооруженные Силы Российской Федерации комплектуются смешанным способом (по призыву и по контракту), однако приоритет в военном строительстве отдается контрактному способу комплектования. Прежде всего, это связано с усложнением поступающих в Российскую армию вооружений и военной техники, для эксплуатации которых требуются подготовленные специалисты, расширением спектра стоящих перед профессиональными военными кадрами задач, и необходимостью создания обученного мобилизационного резерва.

Изучение первого учебного вопроса уместно начать с обзора законодательства, устанавливающего правовые основы военной службы по контракту. Далее можно указать, что комплектование войск контрактниками через воинские части является одним из направлений этой деятельности. Затем следует перечислить конкретные шаги для поступления на службу по контракту (уточнив, что алгоритм действий для военнослужащих по призыву и для граждан, находящихся в запасе, немного отличается).

Во втором вопросе важно обратить внимание слушателей на то, что набор мер социальной поддержки и защиты военнослужащих по контракту и членов их семей постоянно совершенствуется, однако уже в текущем виде он достаточно широк и делает профессию профессионального военного конкурентной на рынке труда.

Кроме непосредственно текста учебного материала, при изучении темы желательно пользоваться другими тематическими информационными ресурсами. Например, это могут быть разделы официального сайта Министерства обороны, посвященные военной службе по контракту, брошюры, плакаты, другие средства наглядной агитации, имеющиеся в воинской части.

ЛИТЕРАТУРА:

Конституция Российской Федерации.

Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».

Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

 Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

 Указ Президента РФ от 16.09.1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы».

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации».

Приказ Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».

Раздел «Служба по контракту» официального сайта Министерства обороны РФ [Электронный ресурс] URL: https://recrut.mil.ru/career/soldiering.htm (дата обращения 05.08.2020).

Методические рекомендации по порядку предоставления военнослужащим социальных гарантий в связи с обучением в гражданских профессиональных образовательных организациях (гражданских образовательных организациях высшего образования) [Электронный ресурс] URL: https://ens.mil.ru/education/civilian.htm (дата обращения 05.08.2020).

Все задачи, определенные на 2019 год, Вооруженными Силами выполнены (материалы расширенного заседания коллегии Министерства обороны 25 декабря 2019 года). [Электронный ресурс] URL: http://redstar.ru/vse-zadachi-opredelyonnye-na-2019-god-vooruzhyonnymi-silami-vypolneny/ (дата обращения 05.08.2020).