Основные направления взаимодействия Минобороны России с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и молодежными общественными объединениями в интересах военно-патриотического воспитания молодежи

Д. САМОСВАТ, подполковник запаса,

А. КУРШЕВ, кандидат педагогических наук, подполковник запаса

Военно-патриотическое воспитание (ВПВ) молодежи — это актуальная задача для современного российского государства. Одно из слагаемых ее успешного решения — тесное взаимодействие Минобороны России с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и общественными организациями, в том числе, молодежными.

Содержание системы военно-патриотического воспитания

Процесс развития российского государства и общества преподносит серьезнейшие вызовы в области воспитания и обучения молодого поколения. Государству нужны здоровые, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, готовые учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

В свете таких целей особую значимость обретает военно-патриотическое воспитание молодежи. Именно оно должно гарантировать весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования гармонично развитых личностей граждан Российской Федерации, подготовленных защитников Отечества.

Важность военно-патриотического воспитания молодежи неоднократно подчеркивал Президент Российской Федерации В.В. Путин. Он отмечал, что «…патриотизм — одна из главных опор общества и государства. От того, как сегодня мы воспитываем молодежь, зависит будущее России как современного, эффективного государства. Культурное самосознание и духовные, ценностные коды сегодня — объект жесткой конкурентности и противоборства, хорошо срежиссированных атак на социумы. Увы, попытки влиять на целые народы — подчинить их своей воле — такая же реальность современного мира, как и войны за энергоресурсы. И порой они приводят к падению целых государственных строев. Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — патриотизм, ничего лучшего пока не придумали».

Военно-патриотическое воспитание молодежи — это неотъемлемая составляющая структуры патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Под ним понимают многоплановую, систематическую, целенаправленную и скоординированную деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к его защите как важнейшей конституционной обязанности в отстаивании национальных интересов Российской Федерации и обеспечении ее военной безопасности перед лицом внешних и внутренних угроз.

Военно-патриотическое воспитание призвано воспитывать любовь к Родине, верность боевым традициям российского народа и его Вооруженных Сил, способствовать приобретению гражданами военных и военно-технических знаний.

К основным задачам ВПВ относятся:

формирование у граждан России патриотических ценностей, патриотического самосознания;

воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии;

утверждение в обществе сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите свободы и независимости России, обеспечению ее безопасности и суверенитета;

активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами;

привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства — Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

ВПВ проводится с учетом следующих принципов:

единство национальных и интернациональных интересов народов России, что предполагает любовь россиян к своему многонациональному государству с уважительным отношением ко всем народам мира;

комплексный подход, который строится на скоординированной, целенаправленной работе всех государственных и общественных структур с использованием различных форм и методов по патриотическому воспитанию;

активность и наступательность, предусматривающие настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

дифференцированный подход, выносящий на первый план использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения;

органическое единство военно-патриотического воспитания и практической военной подготовки, означающее неразрывность слова и дела, т. е. конкретной работы по обучению граждан военному делу и формирование у них нужных военно-профессиональных качеств;

всесторонний учет изменений и тенденций в развитии военного дела, международной военно-политической обстановки, предусматривающий ведение военной подготовки на уровне современных требований к различным военным специальностям с учетом конкретных военных угроз и опасностей для национальных интересов России.

Эффективность системы военно-патриотического воспитания зависит от того, насколько гармонично у гражданина сложился набор необходимых морально-психологических и личностных качеств.

Без тесного сотрудничества всех субъектов военно-патриотического воспитания невозможно добиться его главной цели — развития у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирования у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. Это требование особенно актуально применительно к сфере военной и других видов службы в силовых ведомствах.

В этом плане многое значит отлаженное взаимодействие Министерства обороны с органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и молодежными общественными объединениями.

Правовую основу этого взаимодействия образует ряд нормативно-правовых документов. К ним относятся:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне»;

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (статья 14 «Военно-патриотическое воспитание граждан»);

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 года № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 года № 134-р «Об утверждении Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2024 года (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от
19 февраля 2020 года № 362-р)»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и другие документы.

Характеристика государственных и общественных институтов, занимающихся вопросами военно-патриотического воспитания молодежи.

Основные направления их сотрудничества с Минобороны России

В число государственных и общественных институтов, участвующих в реализации политики военно-патриотического воспитания молодежи в нашей стране, входят:

1. Федеральное агентство по делам молодежи;

2. Министерство просвещения Российской Федерации;

3. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;

4. Министерство обороны Российской Федерации;

5. Министерство культуры Российской Федерации;

6. Министерство спорта Российской Федерации;

7. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

8. Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ»;

9. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи»;

10. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр поддержки молодежных творческих инициатив»;

11. Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»;

12. Общероссийская общественно-государственная организация «Российское военно-историческое общество»;

13. войсковые казачьи общества;

14. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский детско-юношеский центр»;

15. Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников»;

16. иные общественные и некоммерческие организации.

Контакты Министерства обороны Российской Федерации с органами государственной власти субъектов РФ и молодежными общественными объединениями в интересах военно-патриотического воспитания молодежи разворачиваются по нескольким векторам:

1. героико-патриотическое воспитание, основанное на изучении военной истории, истории государства, Вооруженных Сил, других силовых ведомств и их традиций, призванное пропагандировать, сохранять и приумножать героическое прошлое и настоящее нашего народа и его Вооруженных Сил.

Героико-патриотическое воспитание включает следующие компоненты:

мероприятия, связанные с воспитанием молодежи на основе воинских традиций и ритуалов Российской армии;

мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;

уход за памятниками, мемориальными кладбищами и братскими захоронениями;

участие молодежи совместно с военнослужащими в поисковой работе в рамках всероссийской Вахты памяти;

проведение митингов и других патриотических мероприятий на местах захоронения воинов и в других памятных местах;

создание музеев, аллей, выставок боевой славы в образовательных учреждениях;

проведение вечеров боевой славы, экскурсий в воинских частях, «Уроков мужества», встреч с ветеранами, участниками боевых действий;

мероприятия, связанные с памятными (победными) днями России, событиями военной истории родного края;

организация и проведение концертов, выставок, викторин, конкурсов, просмотр и обсуждение военно-патриотических фильмов и др.

Так, например, в русле героико-патриотического воспитания Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества тесно сотрудничает с поисковыми отрядами, входящими в Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России».

В 90-й отдельный специальный поисковый батальон Минобороны России приходят служить призывники, которые хорошо знакомы с поисковой деятельностью и не требуют дополнительного обучения. Такие военнослужащие становятся в батальоне подлинными профессионалами своего дела и обучают военнослужащих, впервые сталкивающихся с поисковой спецификой. Поисковые отряды поискового движения России и батальон имеют общую задачу — поиск и установление личностей погибших воинов. В такой работе крайне важны взаимопомощь и взаимодействие сил и средств Минобороны России и общественников: обмен опытом, помощь военных поисковикам по извлечению из земли останков и крупных фрагментов техники и вооружения, обмен архивными данными.

К важным направлениям героико-патриотического воспитания молодежи относится разъяснение молодым людям смысла и содержания национально-государственной символики Российской Федерации (Герба, Флага и Гимна), знакомство их с системой государственных праздников, военно-геральдической и наградной системой, системой воинских званий.

Ощутимую пользу здесь приносят связи Военно-геральдической службы Вооруженных Сил Российской Федерации с общественными геральдическими организациями. Они нацелены на организацию и проведение мероприятий по популяризации государственных символов и знаков, научных исследований по вопросам развития военной геральдики, символики, эмблематики, фалеристики и вексиллологии (историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов и знамен).

При организации культурно-массовых мероприятий военно-патриотической направленности широко используются возможности подразделений Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации и Департамента культуры Минобороны России.

В спектр важнейших направлений героико-патриотического воспитания входит также воспитание на основе традиционных российских духовных ценностей, на высоких нормах морали и нравственности. Исторический опыт свидетельствует, что патриотическое единение людей основывается на принадлежности их к единому национально-духовному укладу с его моральными и нравственными ценностями, важнейшими из которых являются беззаветное служение своему народу, верность Военной присяге, воинская доблесть, войсковое товарищество, честь, благородство, гуманизм и другие;

2. военно-спортивное воспитание, которое состоит из следующих блоков:

организация оборонно-спортивных лагерей и военно-полевых сборов;

занятия по военному делу с допризывной и призывной молодежью;

работа по техническим и военно-прикладным видам спорта;

военно-спортивные соревнования, показательные выступления, войсковые стажировки;

организация туристических слетов и походов по местам боевой, воинской славы, спартакиад и спортивных соревнований, посвященных памятным датам в истории России, Вооруженных Сил, других силовых ведомств;

организация и проведение военно-спортивных игр, в т. ч. «Зарница», которая в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания: положительно влияет на сплачивание коллектива, способствует развитию общественной активности молодежи, формирует у ее представителей качества, необходимые будущему защитнику Отечества;

проведение месячников оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивных эстафет, военно-спортивных праздников, Дней защитника Отечества и др.

Главенствующая роль при организации и проведении мероприятий военно-спортивной направленности отводится общественно-государственной организации ДОСААФ России, для которой военно-патриотическое воспитание граждан определено в качестве государственной задачи.

Опираясь на разветвленную федеральную сеть первичных, местных и региональных отделений, образовательных, спортивно-технических учреждений и аэроклубов, а также создаваемых на базе оборонного общества Центров военно-патриотического воспитания и подготовки к военной службе, ДОСААФ России становится основным координатором деятельности субъектов военно-патриотического воспитания в Российской Федерации.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2019 г.
№ 404 «Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» в части организации военно-патриотической работы военно-политические органы осуществляют следующие функции:

участвуют в реализации государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в их подготовке к военной службе и военно-патриотической работе с населением;

оказывают организационную и методическую помощь в деятельности Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» и других общественных объединений военно-патриотической направленности;

координируют взаимодействие органов военного управления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местными органами власти, региональными общественными объединениями в интересах совершенствования военно-патриотического воспитания молодежи и развития движения «ЮНАРМИЯ»;

организуют в Вооруженных Силах деятельность по вопросам работы с ветеранами, оказывают содействие в деятельности Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации и других общественных объединений ветеранов Вооруженных Сил;

оказывают организационную и методическую помощь структурным подразделениям генеральных инспекторов (инспекторов) из числа высших офицеров, пребывающих в запасе или отставке, по вопросам их повседневной деятельности;

осуществляют организационно-техническое обеспечение деятельности общественных советов, создаваемых при Министерстве обороны, командованиях военных округов, Северного флота.

В соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» Министерство обороны Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

принимает меры по укреплению и расширению связей воинских формирований с образовательными учреждениями, военно-патриотическими молодежными и детскими объединениями и поисковыми группами при решении вопросов воспитания патриотизма и подготовки молодежи к военной службе;

определяет порядок предоставления на безвозмездной основе этим военно-патриотическим объединениям учебно-материальной базы воинских частей для проведения мероприятий, связанных с военно-патриотическим воспитанием молодежи;

устанавливает порядок передачи указанным военно-патриотическим объединениям и поисковым формированиям снятой с производства и не используемой в войсках пригодной для дальнейшей эксплуатации техники, подлежащих списанию технических средств, учебных пособий, тренажеров, предметов форменного обмундирования;

учитывает при призыве на военную службу членов военно-патриотических молодежных и детских объединений профиль их подготовки;

предоставляет преимущественное право при поступлении в военно-учебные заведения юношам, прошедшим соответствующую подготовку в указанных военно-патриотических объединениях.

Порядок взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении некоммерческими общеобразовательными организациями, а также военно-патриотическими общественными объединениями мероприятий, связанных с военно-патриотическим воспитанием граждан Российской Федерации, с использованием учебно-материальной базы соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, регламентирует приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2014 года № 745.

Так, например, для организации и проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи военные комиссариаты подают в воинские части обобщенные заявки для предоставления учебно-материальной базы.

В воинских частях в планах деятельности на учебный год (период обучения) предусматривается проведение не реже одного раза в период обучения уроков мужества и дней открытых дверей. При этом предполагается предоставление необходимой учебно-материальной базы для проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на основании заявок от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направляемых через отделы (муниципальные) военных комиссариатов субъектов Российской Федерации.

Для проведения занятий учебно-материальная база воинских частей предоставляется организациям и объединениям на безвозмездной основе в соответствии с планом боевой подготовки не более чем на 12 часов в неделю, а для проведения слетов, сборов, организации военно-спортивных лагерей, игр и состязаний, а также других мероприятий военно-патриотической направленности — на срок не более двух месяцев в году.

Обеспечение палаточным фондом и постельными принадлежностями при размещении участников военно-патриотических мероприятий в полевых условиях производится из имущества воинских частей, бывшего в употреблении, годного к дальнейшей эксплуатации, путем выдачи его во временное пользование.

В приказе отмечается, что проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию не должно наносить ущерб боевой готовности воинских частей, несению внутренней и караульной служб, организации учебных занятий.

В гарнизонах, военных городках мероприятия военно-патриотической направленности с молодежью обычно проводятся на базе Домов офицеров, офицерских клубов, комнат воинской славы или военно-исторических музеев, с привлечением военных ансамблей песни и пляски, военных оркестров, с использованием спортивных объектов.

Методические рекомендации

Начиная занятие по ВПП, его руководитель должен подчеркнуть, что военно-патриотическое воспитание молодежи — это многогранный, сложный и ответственный процесс государственного значения. Его успех во многом зиждется на отлаженной взаимосвязи и согласованности усилий всех вовлеченных сторон.

При рассмотрении учебных вопросов необходимо выделить место, роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в нашей стране в системе приоритетов внутренней политики государства.

Важно раскрыть основные направления и формы взаимодействия военно-патриотических объединений с органами военного управления, соединениями, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении совместных мероприятий по ВПВ.

Со стороны руководителя полезно будет предложить аудитории сравнить эффективность разных форм и методов военно-патриотического воспитания, аргументировав свои позиции.

В заключение необходимо ответить на вопросы слушателей, озвучить список дополнительной литературы, сделав акцент на руководящих документах Минобороны России, относящихся к тематике военно-патриотического воспитания молодежи.

Лутовинов В.И. Методические рекомендации по организации патриотического (военно-патриотического) воспитания. Под общей редакцией Н.В. Стаськова, доктора политических наук. — М.: АНО СПО «СОТИС», 2018. — 128 с.

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2014 года № 745 «Об утверждении порядка взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации».