Эффективность педагогического процесса

Особенности технического мышления военных специалистов и пути его развития

Особенности технического мышления военных специалистов и пути его развития

М. МИТРОФАНОВ, кандидат технических наук, доцент, полковник,

В. АНИСИМОВ, кандидат технических наук,

Д. ВАСЮКОВ, кандидат технических наук, майор

Современная техника, технология и организация жизни, характер многих перспективных и массовых профессий предъявляют повышенные требования к уровню развития интеллектуального труда. На наших глазах происходит повсеместная информатизация общества, постепенное внедрение робототехники и нейронных систем. Эти тенденции не обходят стороной и вооруженные силы, ведь армия во все времена являлась отражением общества.

В Вооруженные Силы Российской Федерации поступает на вооружение все более и более сложные и высокотехнологические образцы вооружения. В соответствии с планом развития Вооруженных Сил Российской Федерации его доля будет постоянно возрастать. Современные образцы вооружения и техники поступают и войска связи. В связи с применением наших
войск и за пределами территории Российской Федерации на офицера-связиста ложится большая ответственность по обеспечению надежной и качественной связью.

В Военной академии связи принято собирать и анализировать отзывы командиров и начальников на наших выпускников спустя год после назначения молодых офицеров на должности. Но не все отзывы из войск являются положительными. Все выпускники знают технику связи на высоком уровне, что подтверждается успешным прохождением государственной итоговой аттестации. Причина лежит в другой плоскости. От офицера требуется особенное техническое мышление, заключающееся не столько в умении хорошо эксплуатировать технику связи (это будет делать подчиненный личный состав), сколько в умении организовать работу подразделения для выполнения задач по предназначению.

Особенности многих задач, возникающих в ходе функционирования воинского подразделения, придают техническому мышлению офицера своеобразный характер. Это не означает, конечно, что для технического мышления офицера характерна исключительность, что оно не имеет ничего общего с другими видами интеллектуальной деятельности. По своим истокам и основам техническое мышление является тем же обобщенным и опосредованным познанием действительности, как и любой другой вид мыслительной деятельности. При решении офицером различных задач одни стороны мышления (его направленность, структурные особенности, определенные умственные способности) получают преимущественное развитие, тогда как другие проявляются в меньшей степени.

Работа на высокотехнологичном теле-коммуникационном оборудовании

Естественно, решение любой технической задачи базируется на использовании большого запаса специальных знаний, на умении «добывать» недостающую информацию, что при бурно нарастающем ее потоке является не простым делом. Вместе с тем воинские знания имеют свою специфику. Так, понятия, которыми оперирует офицер-связист в своей деятельности, отражают закономерности разных наук (физики, математики, психологии, социологии, юриспруденции), но представляют собой они не простой конгломерат сведений, а единство существующих признаков воинского подразделения, анализируемые под углом зрения разных наук. Это особая структура технических знаний, по сути дела, обусловлена многообразием свойств и функций тех материальных объектов, существенные связи, отношения и свойства которых отражают технические понятия.

Своеобразны и пути формирования технических и военных понятий. Здесь нет двух относительных самостоятельных психолого-педагогических задач: формирования самих знаний и обучения приемам их использования. Эти задачи слиты воедино, ибо технические и военные понятия по своему содержанию имеют прикладной характер,
т. е. нацелены на практическое использование.

Особое внимание следует обратить на специфику технических задач (проблем), в ходе решения которых и осуществляется мыслительная деятельность. Сравним, к примеру, обычные познавательные задачи (решаемые в образовательном процессе при усвоении обучающимися естественно-научных знаний) и те задачи, которые возникают перед офицером-связистом в процессе профессиональной деятельности. В условиях задач первого рода содержатся, как правило, все необходимые и достаточные данные для успешного их решения. Иное дело, что процесс оперирования этими данными может быть очень сложным и требовать большой изобретательности и умственных усилий. Наоборот, в условиях многих технических задач этих данных недостаточно, а иногда они и вовсе отсутствуют. Таковы многие задачи, которые необходимо решить офицеру. Например, при применении подразделения по предназначению в боевом распоряжении указываются задачи подразделения по обеспечению услугами связи должностных лиц органов управления. При этом командира подразделения не ограничивают в выборе средств для достижения поставленной цели. Чтобы выполнить подобное задание, необходимо уяснить задачу, оценить собственные силы и средства, возможности противника и условия, в которых придется выполнять задачу.

Офицеры-выпускники
Офицеры-выпускники

Хорошей моделью этих задач может служить так называемый проблемный ящик с заданным «входами» и «выходом» с неизвестным «внутренним содержанием». Требование задачи состоит в том, что необходимо принять такое решение, которое обеспечит выполнение поставленной задачи с учетом собственных сил и средств, возможностей противника, условий выполнения задачи и временного ограничения.

Очевидно, что достижение этой цели возможно различными способами. Поэтому первым этапом решения становится выбор сил и средств, которые наиболее полно отвечают поставленной задаче. Выбор производится на основе анализа всех возможных вариантов. Далее функционирование подразделения связи нуждается в различных видах обеспечения. Исходными данными опять-таки не предусмотрено, какое именно решение стоит принять в этом случае. Следовательно, вторым этапом решения задачи является поиск наилучшего решения всестороннего обеспечения.

Таким образом, некоторые особенности структуры и условий технических задач свидетельствуют об их отличии от учебно-познавательных задач, широко используемых при
изучении общеобразовательных дисциплин.

Анализ структуры технической задачи в ее идеальной и новой для человека форме наталкивает на важный педагогический вывод: раз нет однозначного решения поставленной задачи, значит, во избежание узкого подхода к решению необходимо приучать обучающихся искать различные варианты, отбирать необходимые данные, формулировать общие подходы к задачам тех или иных типов, одновременно учитывая конкретные условия. Любая сложная техническая задача, если человек ее решает впервые, является задачей с большой неопределенностью области поиска и многовариантным решением. Поэтому при ее решении открывается довольно широкое поле деятельности, мобилизуются творческая и интеллектуальная составляющие личности.

Связисты развертывают командно-штабную машину

Важнейшая особенность технического мышления, которая проявляется в тесном единстве теоретических и практических компонентов деятельности, — в непрерывном сочетании и взаимодействии умственных (мыслительных) и практических действий. Многие компоненты военно-технических задач взаимозависимы, и подчас очень трудно (а в ряде случаев и невозможно) определить влияние каждого из них на их решение. Поэтому нельзя быть абсолютно уверенным в точности теоретических расчетов и полностью полагаться на умозрительное их решение, даже самое хорошее с теоретической точки зрения.

Каждое техническое (теоретическое) решение, как правило, проверяется практикой.

Теоретические формы мыслительной деятельности при решении технических задач могут представлять собой: действия, направленные на оперирование уже известными техническими знаниями; действия, направленные на формирование новых технических понятий в сочетании с ранее усвоенными, на базе которых создается система знаний; действия, на основе которых происходит планирование предстоящей деятельности, осуществляется так называемый умственный эксперимент, выполняются мероприятия по преобразованию возникающих ситуаций и т. п. Все эти виды теоретических действий возможны либо с опорой на практику, включая предметные действия, либо на те же по характеру действия, но протекающие в воображаемом, умственном плане.

Неодинаковы и функции практических действий. Необходимо различать следующие их виды: исполнительные, пробно-поисковые, контрольные, а также выявляющие новые гипотезы или идеи, как бы «генерирующие их».

Все эти особенности теоретических и практических действий и сложные взаимоотношения между ними определяются целью деятельности и их трансформацией.

Теоретико-практический характер технического мышления, являясь одной из самых существенных его особенностей, предъявляет ряд сложных требований к офицеру в процессе должностной деятельности и военно-профессионального обучения. Главное из них, если выразить в обобщенной форме, проверка теории практикой, а практики теорией. Причем и та и другая проверка могут приводить не только и не столько к подтверждению правильности получаемых результатов, сколько к дальнейшему «движению мысли», к гипотезам и в конечном итоге — к успешному результату.

Опыт преподавания в Военной академии связи показывает, что успех решения поставленных задач во многом зависит от того, как сочетаются в деятельности человека теория и практика. Так с выпускным курсом слушателей проводится командно-штабное учение, а затем командно-штабная военная игра. В один год слушатели сначала выполняли все этапы командно-штабного учения, начиная с определения замысла и заканчивая планированием боевого применения. Таким образом, слушатели сначала отработали все необходимые этапы за вышестоящий орган управления, а затем за подчиненные подразделения на картах, в бумаге. На этапе командно-штабной военной игры этим же слушателям пришлось выполнять ими же поставленные задачи. В другой год слушатели после разработки боевых распоряжений приступили к выполнению практических действий по развертыванию элементов системы связи. Затем слушатели при разработке планов боевого применения учитывали полученный ими практический опыт. В первый год слушатели работали по методу предваряющих теоретических действий, т. е. чисто в умственном плане, в другой, слушатели постоянно корректировали свои теоретические замыслы, прибегая к пробам в процессе реальной работы. В свою очередь практическая работа тут же вносила поправки в теоретические предложения. Именно во второй год слушатели успешно справились с заданием.

Отсюда следует очень важный педагогический вывод: технический интеллект нельзя развить, применяя «словесно-меловой» способ преподавания. И дело здесь не только в том, что теория в конечном итоге проверяется практикой и выступает для обучающегося более убедительной (это положение справедливо при обучении любым дисциплинам). Эффективный результат решения поставленной задачи возможен только при такой организации деятельности человека, когда она предусматривает непрерывное взаимодействие абстрактно-теоретических и наглядно-действенных компонентов. Поэтому даже при вооружении обучающихся общетехническими знаниями (по математике, физике, радиотехнике и т. д.) надо обучать не только чисто теоретически. Постоянное обращение к практике, лабораторным работам, эксперименту — закономерная необходимость при формировании технического мышления. Таким образом, говоря о техническом интеллекте, надо подчеркнуть, что это «сплав» мысли и действия (в широком смысле) в их взаимозависимостях и взаимопереходах, в то время как в других видах мыслительной деятельности преобладает или теоретическая (абстрактная), или практическая (наглядно-действующая) сторона.

Другая важная особенность технического мышления проявляется в тесной взаимосвязи и взаимодействии понятийных и образных компонентов деятельности. Кажется, что это утверждение парадоксально. Ведь мышление «работает» понятиями. При чем здесь образный компонент — пространственные представления, пространственное воображение? Конечно, этот компонент имеет известное значение при усвоении некоторых теоретических знаний (в широком смысле — понятий). Он выполняет роль опоры при усвоении теоретических знаний, облегчает процесс усвоения и конкретизирует понятия. Так обстоит дело во многих видах деятельности и в целом ряде областей обучения. Однако понятийный и образный компонент — необходимые и равноправные компоненты технического мышления.

Возьмем для примера опыт использования средств связи в Сирийской Арабской Республике. Особенностью применения средств связи явилось широкое применение средств спутниковой связи. Прямые линии связи развертывались с использованием станций спутниковой связи «Аурига». Недостаточно знать тактико-технические характеристики станции спутниковой связи, необходимо также правильное ее размещение на местности для обеспечения связи со спутниками. Для этого необходимо представлять особенности рельефа местности, особенности прохождения высокочастотного сигнала в сложившейся обстановке. Приведем еще одно доказательство того, что образный компонент необходим при правильной эксплуатации военной техники связи. В ходе применения подразделений связи в Сирии выявилась особенность эксплуатации станции спутниковой связи «Аурига». Связь необходимо поддерживать круглосуточно, в том числе и ночью. В темное время суток экран спутниковой станции связи, не имеющей регулировки яркости, светил очень ярко. Таким образом, яркий свет демаскировал положение узла связи и пункта управления. Выяснив такую особенность, командирам подразделений приходилось это учитывать при планировании, снабжать подразделение, эксплуатировавшее «Ауригу», дополнительной палаткой или другим средством для укрытия, которые не входили в комплект, так как станция являлась мобильной. Неудивительно, что эта особенность проявилась только в ходе реальной эксплуатации. Занятия, как правило, проводятся днем в хорошо освещенной аудитории.

Из анализа представленных примеров ясно, что решить поставленную задачу в обеспечении безопасной связи только в понятийном плане нельзя. Представление (образ) — равноправный компонент мышления, без использования которого задачу не решить. Здесь как раз проявляется обусловленность характера технического мышления спецификой технического материала.

Разберем эту зависимость на примере оперировании схематическими техническими изображениями, занимающими столь важное место в работе человека. Поставим вопрос: о чем напоминает принципиальная электрическая схема, насколько она близка к реальному устройству? В известных пределах ее можно изобразить по-разному (располагая приемники тока в верхней, боковой или нижней части). Но сущность электротехнического устройства от этого не изменится. Электрическая схема сама по себе не дает представления ни об объемной форме изображенных на ней устройств, ни о принципе действия и характере работы этих устройств. Иными словами, схема, хотя и является в какой-то мере наглядной, предполагает обращение как к знанию (понятию), так и образцу (представлениям).

Во-первых, в схемах объективное их содержание запечатлено при помощи условных знаков (или символов). Каждый знак несет уже смысловую (содержательную) нагрузку. Следовательно, понимание схемы предполагает определенные знания о конкретных электротехнических устройствах. Во-вторых, оперирование схемами требует мысленного представления динамики явлений, отобранных при помощи определенных соотношений «символов». В самом деле, в любой электрической схеме необходимо проследить путь тока. Иными словами, чтобы понять схему и научиться оперировать ею, необходимо не только привлечь  знания, но и увидеть в статике схемы динамику движения. Без взаимодействия понятий и представлений решить многие технические задачи невозможно. Поэтому, видимо, и утверждают, что чертеж — язык техники. Таким образом, можно прийти к выводу, что техническое мышление — это в большей мере пространственное мышление.

Представление дорог на топографической карте и реальное их изображение
Представление дорог на топографической карте и реальное их изображение

Любопытно, что педагогический опыт убедительно свидетельствует об этом (даже с негативной стороны). Так группе обучающихся была представлена схема вспомогательного технического средства. После усвоения необходимого минимума по техническим каналам утечки информации было предложено разъяснить природу возникновения опасного сигнала. Оказалось, что при первых попытках обучающиеся стремились следовать не столько характеру известной им принципиальной схемы, сколько внешнему образу принципиальной схемы. Происходило копирование наглядных образцов без глубокого осознания пути протекания электрического тока, возникающего не в результате подключения к источнику питания, а в результате наводок на электрических элементах вспомогательного технического средства. Разумеется, такие действия приводили к отрицательным результатам. Знания (понятия) о возникновении наводок и прохождении электрического тока и представления (образцы схем) не взаимодействовали.

Известно, что при изучении общетехнических и специальных дисциплин часто прибегают к чертежам, схемам и другим наглядно-техническим средствам. Такой прием обычен и считается эффективным. Однако его часто применяют односторонне: он служит только в качестве опоры при усвоении теоретических знаний. Для примера возьмем занятие по радиоэлектронной защите. Так, преподаватель, показав диаграмму направленности антенны и не дав обучающимся поразмыслить над нею, тут же иллюстрирует ее моделью или реальным техническим устройством. Здесь дидактический принцип наглядности играет отрицательную роль, ибо в этих случаях пространственное мышление у обучающихся не получает никакого развития.

Компоненты технического мышления
Компоненты технического мышления

Пространственное мышление жизненно необходимо военному специалисту. Например, каждому офицеру приходится работать с картами. По карте командир принимает решение, в том числе и выбирает место, где должны будут разместиться его подразделения. В таком случае недостаточно просто выбрать место на карте, необходимо хорошо это место представлять. Офицер должен читать карту: условные знаки деревьев, тип почвы, линии высот, направление склона, подъездные пути, — и представить это место. Подойдет ли оно для него? Решение требуется принять практически сразу, времени на рекогносцировку и выбор места часто недостаточно. При планировании марша также нужно хорошо представлять себе местность. Карта плоская, а рассчитанный по ней путь не учитывает особенности рельефа. Офицеру необходимо учесть и предусмотреть запас топлива на случай подъемов и спусков, а также типа покрытия дороги. Все это невозможно без развития образного мышления.

В профессиональной деятельности офицера в ходе военно-профессионального обучения рассмотренные компоненты мыслительной деятельности являются лишь относительно самостоятельными. Техническое мышление трехкомпонентно по своей внутренней психологической структуре: оно понятийно-образно-практическое. Теоретические (понятийные), образные (наглядные) и практические (действенные) его компоненты находятся не только во возаимосвязи (что имеет место и в других видах деятельности), но и во взаимодействии, при чем каждый из них выступает в роли равноправного члена триединства и друг без друга они, следовательно, не существуют.

Специфичен и сам процесс технического мышления, характер его протекания, что обусловлено особенностями технических задач, а также условиями деятельности по их решению. Необходимость решать многочисленные проблемные ситуации (нередко к тому же в ограниченные интервалы времени), умение решать «незапланированные», возникающие по ходу деятельности проблемы, способность применять весь запас имеющихся в данной конкретной ситуации знаний, именно системы знаний, которая только и нужна для разрешения создавшейся ситуации, вероятностный подход при выполнении заданий и выборе оптимальных решений — все это придает процессу технического мышления поисковый и оперативный характер.

Анализ процесса технического мышления позволяет утверждать, что оперативность его проявляется двояко. Во-первых, от человека требуется решить ту или иную задачу в ограниченное время. Условия профессиональной деятельности требуют быстрой ориентировки, умения своевременно декодировать поступающую информацию, эффективно использовать имеющиеся знания.

Особенности технического мышления обуславливают специфические приемы преподавания. Хорошим способом развития технического мышления, в частности оперативности, является решение ситуационных задач. Хорошей практикой в Военной академии связи стало то, что слушатели участвуют в формировании ситуационных задач. Они сами предлагают проблемы и с задачи для решения, с которыми столкнулись в ходе своей профессиональной деятельности. Решение ситуационных задач относится к имитационным неигровым, частично поисковым методам обучения. Введение элементов имитационной деятельности повышает заинтересованность обучающихся, формирует положительные мотивы обучения. Применение ситуационных задач в обучении обеспечивает высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности обучающихся, способствует подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции, речь, а также отрабатывать практические умения и навыки.

Есть и другая сторона проявления оперативности мышления. Она сказывается не только в готовности быть использованным в нужный момент, но и вообще в умении человека эффективно применять свои знания в различных условиях. Техническое мышление — практически-действенное мышление. Дело в том, что в процессе профессиональной деятельности перед офицером возникает множество различных задач, подчас сложных и неожиданных, возможность которых он даже и не предвидит. К тому же многие из возникающих задач приходится решать в непрерывно меняющихся условиях. Успех в работе зависит, таким образом, от действенного характера знаний, умения применять их в нужный момент.

Экипаж аппаратной обеспечивает связь на конкурсе «Уверенный прием»

Отсюда следуют важные педагогические выводы. Руководствуясь особенностями образовательного процесса, нередко искусственно расчленяют выполнение практических заданий, упрощают решение технических задач, отрабатывают у учащихся те или иные способы действия по отдельным этапам. И это справедливо (в особенности по отношению к изучению общеобразовательных дисциплин). Однако практические условия, сам характер деятельности офицера-связиста предъявляет свои, особые требования к человеку. Эксперименты показывают, что учет особенностей той или иной практической ситуации, правильное использование единственно необходимых знаний в ответ на многообразные условия возникающей задачи в значительной степени зависят от характера усвоения и применения знаний. Если в процессе обучения те или иные знания усваивались лишь в готовом виде, если они приучились действовать только по указке, шаблонам и образцам, без активного поиска, без самостоятельного применения знаний, то знания могут оказаться практически непригодными, недейственными, когда обучающийся попадет в новую ситуацию. Следовательно, и эффективность педагогического процесса зависит от многообразия применения знаний на практике, от вариативности условий их использования.

ЛИТЕРАТУРА:

Батышев С.Я., Шапоринский С.А. Основы профессиональной педагогики. — М.: Высшая школа, 1977 — 504 с.

Стародубцев Ю.И., Харченко Е.Б., Митрофанов М.В., Лаута О.С. Образовательные технологии преподавания учебных дисциплин. Сборник научных трудов участников Национальной НПК «Стратегические ориентиры развития высшей школы». — М., 2019. — С. 110–121.

Стародубцев Ю.И., Митрофанов М.В., Анисимов В.В. Профессиональные качества современного военного инженера. //Военная мысль, 2020, № 2. — С. 140–146.